Ольга Булатицкая:
Дух времени таков, что даже младенцев водят на занятия. Что говорить о детях постарше - спорт, танцы, музыка, английский, коррекционная педагогика? Обязательно ли отдавать ребенка на занятия? И как понять, что мы ведем его к педагогу (или занимаемся с ним сами) действительно из любви?
У многих родителей есть установка: «надо, чтобы дети развивались». В принципе, правильно - не поспоришь. Но развивать их можно, руководствуясь разными мотивами. Например, мы со старшим ребенком пошли к логопеду - некоторые звуки требуют доработки. Казалось бы, благое дело. Но в детско-родительских отношениях важнее не сам факт похода к специалисту, а мотивация родителей - почему они принимают такое решение и с каким настроем его реализуют. Ребенок «слышит» мамино и папино отношение, даже если оно прочно упрятано от них самих в подсознании.
Один из возможных мотивов - страх: «вдруг так и не скажет правильно, вдруг дефектный»? Или конкуренция: «мой должен быть самым лучшим». Есть и другие варианты: «я знаю, как правильно», «меня водили и мой будет ходить». Последнее почему-то часто звучит в контексте музыкальной школы. Что из этого есть любовь к ребенку?
Пришлось мне формулировать собственную мотивацию «задним числом», чтобы переосмыслить наши логопедические занятия в духе любви. Глядя на нас с мужем, да и на других родителей, я понимаю, что очень часто забота о ребенкепо форме обеспечивается правильно. Но почему-то ребенок уворачивается и весь процесс «хромает» по Винни-Пуху. Это сигнал к тому, что нужно изменить отношение, мотивацию заботы, чтобы открыть кран любви и наполнить хорошую форму еще более совершенным содержанием.
Итак, включаю честность и разбираюсь, вожу ли я сына к логопеду, потому что люблю его, и если все же по другой причине, то что мне необходимо изменить? Обращаюсь к надежному источнику: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», - это самое известное изречение Апостола Павла. Первое, что понятно - ни один из перечисленных выше мотивов не годится. А где тот, который годится, и, главное, как начать в нем жить? Я сформулировала для себя два критерия, которые теперь применяю к любым занятиям с детьми.
Во-первых, из мысли апостола Павла следует простой вывод: не стоит делать что-то для ребенка, если, на самом деле, это нужно не ему, а маме или папе. В случае с логопедом возникает вопрос о том, нужна ли ребенку коррекция вообще? Я знаю немало людей, которые не выговаривают некоторые звуки, и при этом счастливы и полезны окружающим. Дефекты произношения не являются препятствием даже для карьеры публичного деятеля: известный искусствовед и телеведущий Виталий Вульф далеко не образец ораторского искусства, но это не мешает его зрителям замирать и «прилипать к экранам» во время передачи. Его манера речи превратилась в изюминку, стала отличительным знаком его деятельности.
В каком-то смысле, логопед нужен родителям, чтобы усовершенствовать свое чадо, поскольку нынешний вариант не совсем устраивает. С другой стороны, правильная речь еще никому не вредила. Вопрос в том, чтобы приоритетом стало именно благо для ребенка. Может быть, для него актуально что-то другое? Может быть, он еще не дорос или вообще этим интересуется?
И есть второй момент, гораздо более важный, чем выбор кружков по интересам. Это взаимоотношения родителей с ребенком, которые бесконечно важнее любых занятий или не-занятий. Развиваются ли наши отношения с ребенком в результате развивающих занятий? На мой взгляд, это ключевой критерий, по которому стоит выбирать программы или отказываться от них.
Представим себе ненадолго, занятия не дадут НИКАКОГО результата. Я не говорю, что нужно настраиваться на поражение, это как раз вредно, я просто хочу наложить на картинку занятий определенный «фильтр», как это делается в фотошопе, для логического анализа. А потом, получив правильное понимание, мы его снимем и с оптимизмом отправимся навстречу успехам.
В нашем случае фильтр называется так: «ни один звук ни на йоту не улучшится, речь останется картавой». Посмотрим на картинку повнимательнее: весь курс занятий с логопедом пройден, результат нулевой. Что останется в этом случае у ребенка? Какие ощущения он вынесет из курса занятий? Ощущение, что на него давили, заставляли, что он без удовольствия что-то разучивал и повторял? На что пошли все затраченные усилия?
Если мы знаем, что успеха не будет, то автоматически становится ценным время проведенное с ребенком и качество общения с ним, качество приложенных собственных усилий и его ощущения от занятий. Внезапно, важной становится дорога, которой мы едем к педагогу и обратно. Можно шутить, смеяться или болтать, но не ругать, не портить нам обоим весь настрой. С учетом того, что результат может не обрадовать, не так уж важно заставить ребенка прогнуться под систему занятий. Зато имеет смысл развивать в нем уважение к самому себе, творческий подход или даже просто хорошее настроение. Наступает момент истины: из чего складываются отношения с ребенком? Что важнее: учебные успехи или качество отношений?
Словом, мы теперь ходим на занятия так, как будто и не за дикцией пришли. Просто есть у нас такое важное дело, которое мы стараемся сделать взаимно приятным. Хорошие результаты уже проявляются: во-первых, с ребенка снят прессинг «ну где же успехи?» и жить без него, безусловно, всем легче. Существуют и более долгосрочные последствия: хорошее отношение к занятиям и индивидуальный темп, выбранный с учетом особенностей ребенка, сделают свое дело, и учебный результат превзойдет тот, который был бы возможен при гонке за успехом. Причем без того, чтобы возненавидеть занятия, пособия, педагога и самого себя. Так что отказ от результата и концентрация на качестве процесса - это наш метод.
источник