Расскажу про наши самопальные прописи, которые придумала для Илюхи.
Дело в том, что у нас дома дома, без шуток, штук 15 разномастных прописей (нам очень много дарили, сама я купила только две - пиратскую для любителя пиратов и космическую от расхваленной Соболевой). Так вот, невероятно скучные прописи почему-то делают, как на наш вкус. Я смотрела на них и мне становилось дурно - сколько времени потратить на то, чтобы писать глупые однообразные закорючки! Так ли это необходимо для "подготовки руки к письму"? В итоге, я забила. Хочешь писать - пиши, не хочешь - не надо. Надо сказать, прописи у нас дома тоже лежат в свободном доступе и берутся по желанию детей. Судя по тому, что они частично исписаны, такое желание все же возникало время от времени))
Космическая пропись - одна из самых эффектных, конечно - стишки, картинки, игровые задания... Я не знаю, почему, но мне не выдали ребенка, которому такие вещи интересны старше пяти лет. То бишь, такими штуками, типа "помоги космонавту добраться до корабля, нарисуй закорючку" - можно обмануть только младших, и то не всегда. Шестилетний ребенок у меня понимает, что это просто жалкая попытка заставить его нарисовать закорючку, и не ведется)) Про классические прописи вообще молчу. Верю, что это вариант для усидчивых детей но я таких в жизни еще не встречала.
Что мне категорически не понравилось во всех виденных мною прописях: слишком долгая раскачка на закорючки, в то время, как ребенку все же интереснее писать БУКВУ, а не петельку или палочку, осознавать, что вот он постарался - и вот результат, он уже умеет хоть немного, но ПИСАТЬ по-взрослому. Еще очень огорчили мелкие буквы , которые предлагалось копировать. Как можно написать такую малюсенькую букву сразу - для меня загадка, эти авторы, видно, живых детей редко видели. И еще - как можно предлагать прописи без наклонных линий для зрительной опоры? Без линий для ограничения высоты букв?
Короче, пришлось писать свою собственную пропись! Ребенку, кстати, эта идея понравилась. Фишка в том, что я каждый день придумываю ему задание на завтра (а иногда сочиняем вместе с ним), и мы оба заранее не знаем, каким оно будет. Элемент неожиданности, так сказать))
Для прописи взяла самый простой альбом для рисования. Схватила первое, что попалось под руку, но не пожалела, масштаб очень правильный.
В первый день я налиновала строчки три, наверное. Просто для пробы. Я ограничила линиями высоту строчных и заглавных букв, а еще сделала частые косые линии, чтобы каждая буква имела опору.
Методом проб и ошибок выбрали, чем писать: шариковая ручка, гелевая ручка, даже перьевая... В итоге победил простой карандаш! Достаточно мягкий, чтобы было приятно писать. И еще с ластиком на конце - чтобы сразу стирать и исправлять погрешности.
Первые буквы были очень большими, сантиметра три в высоту. И количество строчек было небольшим, чтоб не трудно, чтоб в радость. Три строчки, пять, шесть... В общем, сейчас мы незаметно дошли до девяти строчек на листе. Так вышло, что визуально каждый день задание - только один альбомный лист, но незаметно происходит увеличение количества строчек, соответственно, уменьшается размер самих букв. От крупных - к более мелким, очень удобно.
Ничего особо оригинального мы не пишем - начали прямо по алфавиту, с буквы А. Затем каждый день добавляем новую букву и придумываем слова из тех букв, которые уже освоили раньше. Такая вот своеобразная игра "в слова" - придумать как можно больше вариантов из букв "абвгдеё", например)) Много слов не придумаешь, поэтому мы пишем иногда только первую половину какого-то слова, которое состоит из освоенных букв, значит, вторую половину можно угадать, мысленно добавить. А можно придумывать самые смешные и невообразимые буквосочетания. Да, мой любимый педагогический прием - дуракаваляние)) Если удалось за прописью с ребенком посмеяться - ура, день удался! Интересно: а на что похоже слово "дёбагев"? А какой зверь может говорит "бжа"? Ну и всякие другие глупости без особой интеллектуальной ценности))
Короче - у нас вот такое сработало. Не напрягает. Я очень трепетно отношусь к тому, чтобы занятия не вызывали отрицательных эмоций, иначе нафиг такие занятия. Не могу пока похвастаться тем, что Илюха свободно пишет: мы начали писать лишь в этом месяце. Но прогресс очевидный. Очень приличный почерк, я даже не ожидала.
Я до сих пор не уверена, не рано ли мы приступили к обучению письму (ведь по факту нам писать сейчас нечего, хотя и планируется написание писем для одной девочки)). Потому что твердо убеждена, что в этом вопросе лучше позже, чем слишком рано. Ведь отбить желание очень просто, и поэтому надо внимательно смотреть по ребенку - насколько он готов, насколько ему это необходимо именно сейчас, готовы ли вы поддерживать навык письма постоянно (и нужно ли это)?
Тем, кто сам линовать не любит - листы в частую косую линейку можно скачать
здесь.