Служанки… Эти вечные Служанки… (Я помню, что должны быть «вечные перчатки», помню).
Первый раз я этот спектакль посмотрела в 2016. Когда я посмотрела Служанок в 2021 (между прочим, в 17й раз, так что представляете степень моей очарованности этим шедевром!), с новой Мадам, я была уверена, что то был мой последний раз, ибо спектакль изменился и не так, как бы мне хотелось. Так что за сменой очередного исполнителя (Клер стал играть не Солдаткин, а Мотырев), за ликвидацией театра Виктюка и вымарыванием Служанок из репертуара того, что образовалось на месте Дома Света я наблюдала со стороны. Но вот когда недавно интернет любезно мне подкинул предложение купить билет на Служанок, пройти не смогла все же. Это же как воскресение оплаканного давно, невозможно пропустить. Да и появился шанс показать спектакль Ульяне - а то она живьем-то и не смотрела…
Итак,
Служанки. Теперь их представляет ООО «Современный Театр Мюзикла», первый показ был 27 ноября на сцене Театриума (а его вместительность, на минуточку, в два раза больше, чем было в театре Виктюка! И сцена больше...). Ну, были как сиротинушки Служанки там: ни афиш, ни программок, ничего. Пришлось поволноваться, конечно - новое место, как-то все непонятно, да будет ли оно, и если да, то так же хорошо ли?...
В зале сразу стало легче - занавес отсутствовал, а вот все декорации присутствовали точь-в-точь, как и должны были. И голос Виктюка, как всегда, перед спектаклем «...спрячьте ваши дорогие игрушки… а мы начинаем» (с).
Сразу скажу - ну магия, да. Любимая. Любимые. Те самые. Служанки. Сколько составов сменили за столько лет, площадок - а все равно лучшие.
А дальше, простите, буду сравнивать, ибо невозможно же не. Потому что «все так и не так» (с)
Во-первых, все же большой перерыв в показах и новая площадка, кажется, наэлектризовали не только зрителей, но и артистов. Месье, похоже, чуть не заплутал в зале в свой первый выход. И его проходы в тишине стали больше времени занимать - может и банально из-за увеличившихся расстояний (и зал больше, и сцена). И вообще у меня было ощущение, что первые минут 20 все на сцене были немного вне игры, не включились (или нервничали?).
Во-вторых, замена еще одного «игрока» таки еще немного поменяла спектакль. Не видела Стаса-Клер на родной сцене, так что не знаю, всегда ли он такой, но Клер заметно, очень заметно изменилась.
Самую малость в Клер угадываются интонации Андзелы, простите, привнося еще немного комедии. «Ваше выходное манто?!», например, Клер проорала так, будто ей наступили на самое ценное )) - и зал ожидаемо хохотал. Может и хорошо, но по мне это все же не тот юмор который тут уместен. Это же театральный ритуал, вкрадчивая красота и таинство… И тут такое :( Очень надеюсь, под крылом СТМ Служанки не превратятся в среднестатистическую антрепризу! Не тот спектакль, который выиграет за счет снижения планки, имхо. Ну может просто из-за «эффекта первого раза» кажется все немного проще и дальше все станет как было?
Ну и возвращаясь к спектаклю.
Эта новая Клер чуть более резкая, - и в пластике тоже. Тех выверенно-плавных, наполненных смыслом движений, к которым мы привыкли, увы, нет (особенно там, где нет действия, но есть хореография, и особенно в начале). С другой стороны, и придраться не к чему. Зато Клер изящна, легка и за счет этого выглядит даже моложе своей предшественницы. Что несомненно плюс - теперь юная миниатюрная Мадам не выглядит /по крайней мере, для меня/ таким инородным элементом среди высоких накачанных мужчин :) Опять же, видно, что Мадам менялась и менялась в лучшую сторону, и это здорово. Увереннее стала, перестала, по-моему, пытаться скопировать игру прошлой версии себя (а и невозможно же - слишком разные артисты!) и стала просто Мадам. Другой, да, но цельный образ все же теперь. В общем, моя душенька почти довольна… впрочем, «восточный танец» все равно смотреть не могу - как те новогодние шарики из анекдота, не радует.
На фоне Мадам и Клер особенно очевидно, что Соланж… «молодая была уже не молода» (с) Это объективно - ну невозможно в 50+ выглядеть и двигаться как в 30. Можно - и выглядеть, и двигаться просто великолепно, это Дмитрий и демонстрирует, как всегда. Но визуально Соланж заметно выделяется на фоне остальных. А еще куда-то пропал бозинский фирменный «чеширский» голос, - то ли специально, то ли звуковики «постарались», то ли в зале акустика такая, то ли простудился? ( Но жаль.
Кто у нас демонстрирует стабильный результат - так это Месье :) Хорош до неприличия! Ну в танце каблуки, кажется, стали пониже, да прыжков поменьше (может и к лучшему, - целее будет). Но черт возьми, шикарный же! :)))
Резюме - ужасно рада, что посмотрела и что дочке показала. Но снова думаю, что смотрела в последний раз. Хотя не зарекаюсь, через года 2-3-4 или при обновлении состава может быть еще раз приду. Главное, чтобы «Служанки» жили - это один из самых великолепных спектаклей всех времен, вот серьезно.
Спасибо огромное, дорогое мироздание, что вернуло нам это чудо!
ЗЫ - новый владелец, новая площадка - новые правила. Про «снимать нельзя» не объявляли, и к концу спектакля зал снимал уже всё подряд, кажется. У меня вышло не очень, телефон и дальний ряд не особо позволяли, но пара кусочков остались при мне - на память :)
Что называетеся, не могу не поделиться :)