19 апреля состоялся "предпремьерный показ" (однако же со зрителями по билетам) нового спектакль театра Моссовета - "
Тартюф".
Идет спектакль на сцене Под крышей, причем в зале всего 50 мест. Сразу хочу сообщить, что жанр своей постановки Евгений Марчелли определил как "Трагифарс. Кино". НА сайте и в программке также есть уточнение: " Сценическая версия Евгения Марчелли пьесы Жана-Батиста Мольера" и пояснение задумки режиссера: "...одной из характерных особенностей творческого почерка которого является поиск новых смыслов произведения, созвучных пульсу времени, расставляет психологические акценты этой пьесы таким образом, что всем знакомые герои открываются зрителю иными гранями." (с) Это я к чему - те, кто хотел бы увидеть классического Тартюфа, могут не беспокоиться вообще - им сюда не нужно! Единственное, что осталось как привет классике - это наряды двух безмолвных слуг.
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Тем же, кто любит новое и интересное, любит взглянуть под другим углом и поискать новые смыслы в давно, кажется, знакомых произведениях и не любит стихи (потому что режиссер выбрал перевод пьесы прозой, который еще в XIX веке сделал Е. Федюкин).
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Действие начинается с дискотеки. Да-да, полное ощущение, что тебе снова 20 и ты попал в ночной клуб (самое сложное тут - не присоединиться к танцующим!). Забавно, слегка шокирует, но вскоре действие все же выныривает обратно в театральную условную реальность, и... И можно следить за сюжетом, который, в общем-то, как бы и по пьесе. Но картинка все равно никак не складывается с текстом, и еще меньше - собственно с Мольером.
Фото мое
Впрочем, перед началом режиссер предупредил, что спектакль сложный. Если честно, сложности я не заметила - ну кроме необходимого усилия разума, чтобы принять такой вот взгляд на материал. Собственно, почти сразу после окончания "дискотеки" и после первого нервного хихиканья при взгляде на костюмы семейства г-на Оргона, дальше уже отлично втягиваешься в происходящее.
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Кстати, несмотря на практически полное отсутствие сценографии (сценография и костюмы - Анастасия Бугаева), у меня таки есть вопрос. Допустим, понятно все - и вот этот слой блестящего мусора на полу, и диско-шар, и пластмассовые "дачные" стулья и стол. Но зачем на полу эти истошно пищащие игрушки? Как дань "комедии"? Так не смешно. Ощущение, что они мешают всем: и актерам, и зрителям. Для придания спектаклю "сложности"? Ну... так себе решение, по-моему. В общем, кто понял, о чем пищат устрицы игрушки - объясните мне, плз :)
Для нас играли 19.04.2024:
Г-жа Пернель, мать Оргона - Ольга Остроумова
Оргон - Валерий Яременко
Эльмира, жена Оргона - Дарья Балабанова
Мариана, дочь Оргона, возлюбленная Валера - Екатерина Девкина
Дамис - Олег Отс
Клеант, брат Эльмиры - Владимир Прокошин
Тартюф - Виталий Кищенко
Г-н Лояль, судебный пристав - Алексей Шмаринов
Дорина, служанка Марианны - Анна Михайловская
Валер, жених Марианны - Ваня Пищулин
Валеты, слуги - Руслан Исмагилов, Николай НовоселовОльга Остроумова великолепна и здесь! Ее г-жа Пернель - приятное исключение из общего сумасшествия. Железная леди!
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Тартюф в исполнении Виталия Кищенко очень неоднозначный получился: понятно, что мошенник, но вроде и влюблен, и жалок. Интересно, в общем, за ним наблюдать.
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Валерий Яременко представил нам совсем не того Оргона, которого мы привыкли видеть. Позабытый своими домочадцами во главе с молодой женой, слишком занятыми своими развлечениями, он находит себе новый смысл жизни в лице голубчика Тартюфа! И дальше сбить его с намеченного пути уже невозможно. Но за попытками следить занимательно. Тут тот редкий случай, когда я согласна с частью воплей на сцене: на Оргона, упрямо пытающегося водрузить Тартюфа во главе своего семейства, орать хотелось даже зрителям, кажется :)
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Но большую часть ора на сцене я все равно с трудом выношу. По мне так в таком небольшом пространстве столько бессмысленной истерики - перебор, причем такой, который убивает смысл и актерскую игру. Недостаточно же просто громко орать! Должны быть за этим чувства какие-то. А, например, Марианна (Екатерина Девкина) или прикидывается (надеюсь, что специально) безучастной и говорит без эмоций, или орет, именно орет! Аж напомнило мне "Жестокие игры", где персонаж Екатерины тоже почти постоянно орет. Вот правда, может сложиться впечатление, что режиссер просто не может больше ничего от актрисы получить :(
Эльмира тоже в какой-то момент кричит, но у нее более осмысленно, на мой взгляд, это выходит. Хотя можно было так и не голосить, конечно :) На мое счастье, кричат все же не все - многим таки дают нормально существовать на сцене. Кстати, мне бы очень было интересно увидеть в роли Эльмиры Екатерину Гусеву. На мой непрофессиональный взгляд, она тут была бы куда убедительнее. Нет, Дарья Балобанова играет прекрасно! Но она такой тонкий-звонкий олененок, выглядящей младше даже Марианны, что как жена Оргона и объект воздыханий Тартюфа, ну... Совсем уж "новый смысл" привносит в историю.
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Совершенно чудесная получилась Дорина (Анна Михайловская)! Вот кто идеально вписывается в любой режиссерский замысел :) Замечательная!
Фото Ирины Петровской-Мишиной с сайта musecube.ru
Исходя из всего вышесказанного можно подумать, что мне не понравилось, но это не так :) На самом деле, мне скорее понравилось. По крайней мере, с удовольствием бы посмотрела еще разик, но увы - на майский спектакль уже нет билетов. А вообще в планах Евгения Марчелли, как он сам сказал, перенести вот это на большую сцену. Собственно, что для 50 человек играть такой многолюдный, с народными и заслуженными артистами, спектакль - это либо будет театру в убыток, либо должен стать _очень_ дорогим спектаклем. Но как на большой сцене можно оживить эту ювелирную постановку, где крик сменяется едва слышным шепотом, где лак на ногтях Марианны перекликается цветом с костюмом Валера, где рассматривать до начала действия вот этот блестящий мусор, изображающий сцену (и считать закопанных там фламинго и поросят) - отдельное развлечение для зрителей? Конечно, "нет ничего невозможного для человека с интеллектом" (с) - режиссер перенесет, если захочет, конечно, но боюсь, на большой сцене получится просто совсем другой спектакль... А мне будет уже жаль этого.
В общем, театр Моссовета - с премьерой!
Фото мое