"Иуда?", театр Модерн. Еще раз

Oct 30, 2023 00:02

Я счастливый человек - я умудрилась посмотреть "Иуда?" дважды за три дня :)



Причем четко следуя рекомендациям Юрия Грымова (он всегда на странице спектакля указывает, какие ряды и места оптимальны для просмотра): пресс-показ смотрела с 10 ряда, премьеру - с первого :)



После пресс-показа я писала о спектакле в целом и как о части трилогии. А сейчас попробую больше о личных впечатлениях и наблюдениях.

Начать с того, что я, конечно, согласна, что с 10 ряда открывается прекрасный вид на сцену в целом, да и многие эффекты оттуда виднее. Но мне лично 1-2 ряд определенно приятнее, ибо тогда видно все, вот реально все, вплоть до взглядов и мимики... а это важно. Например, с 10 ряда Пилат (Александр Борисов) мне казался просто заморожено-безэмоциональным, почти неподвижным персонажем - а с 1 ряда, оказалось, что он очень даже играет! Это такой Пилат... уставший, знающий все наперед, разочаровавшийся даже. Очень сильно! Но хотелось бы, конечно, чуть больше эмоций - для последних рядов :)



Фото catttka

Кстати, спектакль на пресс-показе мне показался чуть слишком медленным, немного затянутые сцены... А вот на премьере такого эффекта не было. Либо дело в том, что вблизи мне смотреть намного интереснее :), либо в том, что по словам Юрия Грымова, они сыграли на 7 минут быстрее, чем на показе. В любом случае, второй раз было идеально, на мой взгляд. И да, без антракта - и так, наверное, лучше. Иначе бы связь между первой частью и второй в сознании зрителей разорвалась, мне кажется. Вообще очень здорово решено вот это деление действия на две совершенно разных части - но не хочу пересказывать ))

В целом же, на мой взгляд, это спектакль "для ума", а не "для сердца". Отношений, чувств - минимум, вопросов, проблем, загадок - максимум. Это не плохо и не хорошо, это просто так. То есть идти, чтобы увидеть историю человеческих взаимоотношений, любви, выбора - наверное, не сюда. Здесь - удивляться, думать, сопоставлять, узнавать, задаваться вопросами и искать ответы. И, конечно, получать огромное удовольствие от спектакля как от художественного творения: свет, картинка, звук - идеальны.

Впрочем, два персонажа есть, которые имеют достаточно цельные, понятные образы, чьи движения души мы видим и понимаем. Это, во-первых, Исхак (Вадим Пинский) - этакий серый кардинал, вершитель судеб, к которому прислушиваются и Пилат, и Каиафа, и апостолы... Самый сложный и противоречивый герой, принимающий бремя решений на себя. И Вадим Пинский идеально Исхака нам показывает. Открытым остается вопрос - хорош он или плох, добро делает или творит зло? Не было бы распятия - не было бы христианства. Но...



Фото catttka

И, конечно, Зиновий (Денис Игнатов). Этот товарищ  более однозначен, безусловно. Но исполнен идеально! Я вот реально под впечатлением. Настолько мелочный, трусливый, жадный, беспринципный тип выведен, что ой :)

Уже хвалила Иисуса - Богдана Щукина. И продолжаю хвалить ) Идеальный "сценический" Иисус, с одной стороны - совершенно такой, какого мы себе представляем, кмк, с другой - такой, очень... человечный.



Фото: Михаил Брацило / Москультура

Жанна Чирва, хоть ее персонаж и не обозначен в программке особо - просто одна из "горожан", на самом деле удивительно точна в роли фанатички. Аж страшно, особенно если с первых рядов смотреть...



Фото с сайта театра

Ну и да - не могу всех упомянуть - очень многолюдный спектакль и все-все мне нравятся! )

А теперь перейду к вопросам.  Моим, я ж зануда... И да -вероятны спойлеры, так что не смотревшие могут не читать.
Сейчас буду, как Задорнов, тянуть "Я не понимаю..." (с) :) Я не понимаю, почему Зиновий первый раз пытается поднять камень. Подводку к этому, которую мы, кажется, видели на открытой репетиции, убрали. И вот то ли я не внимательна и не вижу, то ли одно из двух - с чего он первый раз рвется поднять камень-то? Да, это, очевидно, символическая тяжесть, которую все по очереди пытаются оторвать от земли - и не могут, кроме известно кого. Но именно Зиновий потом, уже _увидев_, как камень поднимается, делает второй подход к нему - и это как раз совершенно логично и объяснимо. И именно Зиновий, в общем, понятен нам совершенно, никаких замыслов и идей у него нет, кроме как разжиться деньгами и не схлопотать от сильных мира сего. От него никаких символических жестов не ждешь. А так как оба подхода еще и укладываются буквально в пять минут, у меня лично ощущение какой-то нестыковки.

Почему этот Иуда вообще пошел целовать Иисуса (или шептать ему что-то) - тоже вопрос, но это ладно. Мало ли, что там у них )

И еще я не понимаю, почему при настолько продуманных костюмах (и они же классные!) у Иуды такая смешная ребристая подошва на этих... сандалиях? Не обратила бы внимания (с 10 ряда и не обратила), но в какой-то момент Иуда встает на колени, подошвы очень заметны и явно рушат образ. Отвлекают :)

А, и камень мигал. Почему-то, я не уследила, почему. Думаю, когда приду смотреть еще раз, успею додумать себе истории и про Зяму, и про камень, и про Иуду... )))

И еще у меня есть вопрос у музыке, но это так... Всю музыку подбирает Юрий Вячеславович - это мы знаем. Обычно я лично 90% (а то и все 100%) музыкальных композиций не узнаю. Но в этом спектакле была... Даже не композиция - звук. Который меня четко выбивал в другую реальность с другой историей Иуды. Вероятно, у меня слуховые галлюцинации, но... Был вот этот низкий звук или нет?

Однако же спектакль классный. И я точно приду еще. Тем более, что хочется увидеть и другую версию Понтия Пилата - на сайте заявлены и Александр Борисов, и Юрий Анпилогов.
Поздравляю театр теперь уже с Премьерой!

А после спектакля была встреча с Юрием Грымовым и артистами спектакля! Некоторые вещи мы уже слышали, но было много и нового. Очень много вопросов из зала - кажется, больше, чем пресса задавала, кстати :) Зрители собрались интересующиеся, думающие и читающие :)


отзывы, театр Модерн, премьера, театр

Previous post Next post
Up