«С войны нельзя вернуться, Пенелопа»
(«Сны Пенелопы», А. Куралех)
Недавно посмотрели с
catttka «
Сны Пенелопы» в театре Моссовета. Если честно, собиралась я с самой премьеры, но все как-то не складывалось. Но и не забывалось, что надо идти - любимый театр Моссовета, любимые актеры, сцена Под крышей, название спектакля такое… романтично-интригующее.
Фото мое
Надо отметить, что спектакль создан в рамках лаборатории «Молодые драматурги & молодые режиссеры», проекта «Сцена будущего». Драматург - Алексей Куралех, режиссер - Фамил Джавадов. Обе фамилии для меня новые, надо отметить.
Итак, спектакль. Он идет всего час, и рассказывает нам три сна Пенелопы - ей раз за разом снится возвращение Одиссея, 20 лет назад ушедшего в поход на Трою, но каждый раз сон идет по совершенно разным сценариям.
Одиссея играет Александр Яцко, Пенелопу - Анастасия Макеева. Больше никого нет, но в каждом сне характеры и отношения героев меняются, так что по сути, каждый играет не одну роль. И играют, надо сказать, превосходно! С одной стороны, буквально вживаются в образ, им веришь. С другой - замечательно передано ощущение сна, неподвластного тому, кто его смотрит. Пенелопа и правда иногда кажется лишь наблюдателем, несмотря на чувства, переполняющие ее. Она не в силах что-то исправить или чему-то помешать. Она ведомая фигура, и это очень характерно для сна, по-моему. Здорово, что сумели это передать!
Просто и интересно решено пространство сцены (художник - Егор Пшеничный). Получилось этакой уголок-сон, вне времени и пространства: фрески напоминают о Древней Греции, вполне современные костюмы…
Несмотря на то, что истории три и они разные, суть одна - мужчина уходит на войну и не в силах с нее вернуться - даже когда физически попадает домой. А женщина ждет, ждет и нет конца этому ожиданию. Потому что тот мужчина, которого она полюбила и за которого вышла замуж, которому родила ребенка - он ушел безвозвратно. Каким бы он не вернулся - он не возвращается - или возвращается не он. Душа, мысли, планы, мечты, желания того, кто вернулся, далеки от дома.
Если честно, я не очень понимаю, почему в отзывах пишут, что третья история - хорошая и Одиссей в ней возвращается, добрый и великодушный. На самом деле там же возвращается только память Пенелопы о нем. Это она вкладывает в уста мужа рассказ-воспоминание о начале их любви.
Конечно, не все без исключения мне безоговорочно понравилось. Было кое-что, что мне показалось привнесенным, нарочитым - и действительно оказалось, что пьеса такого не диктовала. Но всего один момент оказался мне совершенно непонятен. Это заключительная песня, «Лили Марлен» - неоднозначная песенка с большой историей. Я могу предположить, «что хотел сказать...» (ну например, что искусство не имеет границ), но вряд ли угадаю истину. А вот концовка, задуманная драматургом, оказывается смазанной, и ради чего?
Это такой небольшой, но такой глубокий и трогающий душу спектакль. Очень рада, что театр Моссовета решил поставить его и надеюсь, что идти о будет еще не один сезон.
Напоследок - наши поклоны, 10.08.2023
Фото мое