Расскажу о довольно таки неудачном завершении моего личного театрального сезона в Москве. Хотя ничто не предвещало: давно знакомый и любимый театр Виктюка, премьера - "
Островский Авангард".
Фото мое
Что нам обещал сайт театра? Очень даже неплохо звучит: "лучшие сцены о любви из его пьес", "Спектакль-путешествие - по театру, по пьесам", "проводником и связующим фрагменты пьес звеном станут цыгане", "Начнется действие на боковых балконах, где будут представлены «Волки и овцы» в постановке Игоря Неведрова и «Доходное место» в постановке Кирилла Шендерова. Просмотр отрывков сменится показом фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года, который продемонстрируют на большом экране. Затем зрители окажутся на авансцене театра, стоя на которой будут смотреть фрагмент из «Бесприданницы» режиссера Александра Тарасова, который сыграют на центральном балконе. Финалом театрального путешествия станут «Свои люди - сочтемся» в постановке Андрея Боровикова, который будет показан уже в привычном публике варианте - на основной сцене.". (с)
Что было?
Во-первых, все началось в центральном фойе (при буфете), где стояли стульчики. Кто раньше пришел, тот и сел - многим места не досталось, долго бегали актеры и капельдинеры, изыскивая стулья и банкетки. Кое-как разместили всех (наверное, я не видела, - мы по привычке пришли достаточно рано и заняли место во втором ряду стульев). Что там кому было видно - неизвестно.
фото мое
Сразу стало понятно, что с математикой и логикой у театра не плохо, а очень плохо: просто сопоставить число проданных билетов и число стульев они не в состоянии. К сожалению, это и стало основной проблемой вечера: мест не хватало нигде (!) кроме последней части в основном зале. Но туда мы добрались через 2,5 часа после начала!
Сначала вышел Дмитрий Бозин и в двух словах обрисовал план нашего "путешествия по пьесам". Потом вышли цыгане, и раздали всем карты: получившие красную должны были оставаться в фойе, а обладатели синей шли смотреть пьесы. Увы и ах, карт тоже всем, как я поняла, не досталось :)
Фото мое
К слову, в программке Дмитрий значится как Рассказчик, но на сайте не было ни слова про рассказчика (и про Бозина). В данном случае Дмитрий оказался сюрпризом для зрителей. Но, как мне показалось, для значительной части - сюрпризом неприятным. Потому что "показ фрагмента фильма Владимира Петрова «Гроза» 1933 года" превратился в часовое мероприятие, где небольшие отрывки фильма (который сам-то всего 1:20 длиной). перемежались длинными паузами, которые Дмитрий заполнял описанием своего видения режиссерских приемов, в основном. Час! Я понимаю, что ему нужно было тянуть время: с ним осталась только половина зрителей, пока вторая ушла смотреть фрагменты пьес на балконах, и пока они балконы не освободят, закончить Рассказчик никак не мог. Но зрители же не виноваты... можно было и в менее агрессивной манере общаться, кстати.
Фото мои
И таки да: "фрагмент фильма на большом экране" - совсем не то, что часовая лекция от не искусствоведа. Фильм я уже, естественно, видела и раньше, а интересного ничего Дмитрий, при всем уважении, не рассказывал. Хвала мирозданию, даровавшему нам читалки: я часок почитала, убавив яркость экрана, чтобы не мешать соседям. Но шла-то я не за этим! :(
Вообще похоже, Рассказчика ввели именно из-за невозможности развести все во времени... а в процессе явно оказалось, что и тайминг выдержать не получается, ибо вместо обещанных 2:45 мы из театра вышли только через 3:30.
Но наконец-то этот час закончился и мы двинулись на балкон под чутким руководством цыган :) Кстати - цыган неплохо бы снабдить рациями или хотя бы телефонами, тогда бы они смогли четко понимать, все ли уже дошли до конечной точки, или просить кого-то снизу что-то принести, а не бежать сначала вниз, а потом с искомым - наверх. Чудеса организации: во-первых, оказалось, что пожилые зрители поднимаются медленно (кто помнит лестницы на балконы в театре, тот оценит), а во-вторых (сюрприз!) мест на балконе, на котором еще выделено место с помостом-сценой, категорически не хватает для зрителей! Как вы понимаете, в основном старшее поколение осталось без мест и именно их пытались рассадить на ступеньках (предложив подушки - но пока за ними бегали, большинство уже и так сели или встали, как я поняла).
То же происходило с перемещением на следующий балкон. Когда все спускались на сцену, чтобы "смотреть фрагмент из «Бесприданницы» режиссера Александра Тарасова, который сыграют на центральном балконе" (с) произошло то же - шустрые встали в первый ряд, остальные толпились сзади.
фото мое
Это было бы полбеды, если бы фрагмент игрался на балконах, как обещали. Но большая его часть игралась на сцене в узком пространстве между толпами зрителей и думаю, части зрителей было банально не видно :( Однако эпизод на балконах таки был на самом деле.
В общем, наконец-то (в 21:23!) возникла надпись "Судари и сударыни, извольте занять ваши места в зрительном зале" и все, наконец-то, расселись согласно купленным билетам. К слову, билеты были проданы только в партер и стоили, как обычно, по-разному: то есть кто-то купил за 1000, а кто-то за 3000. Думаю, последним было особенно обидно ютиться на ступеньках балконов или стоять в глубине толпы на авансцене...
фото мое
Про организацию все. Категорически из-за этой горе-организации не рекомендую покупать сюда билеты, - если вы, конечно, не любитель детской игры "музыкальные стулья": помните, когда нужно успеть занять стул, но кому-то всегда не хватает?, не любите Дмитрия Бозина настолько, чтобы, как старом в анекдоте про Зыкину, наслаждаться просто самим присутствием его на сцене: "Зачем петь? Просто ходи туда-сюда!" (с) :))) и не чемпионы по скоростным забегам по лестницам :)
Ну и теперь о хорошем: собственно, о фрагментах пьес.
Нам были представлены четыре отрывка. Первый - "Волки и овцы", режиссер Игорь Неведров. Ожидаемо это был (на мой взгляд, конечно) самый удачный фрагмент. Начиная от собственно постановки: герои не уходили в "слепые" для зрителей зоны, да и акетров выбрали замечательных: Мария Матто и Прохор Третьяков. Им помогал Алдар Когаев, создавая музыкальное сопровождения и озвучивая слова автора ("Калитка! Лужа!" :))) ) и привнося долю юмора. На некоторое время нам удалось погрузиться в мир Островского (увы, время это было весьма коротко).
Фото с сайта театра
К сожалению, общая проблема "балконных" постановок - освещение, как ни крути, а что-то светит в глаза зрителю :( Но в данном случае это был единственный (и, похоже, неустранимый) минус.
Дальше нас ждал второй балкон с отрывком из "Доходное место", режиссер Кирилл Шендеров, актеры Анастасия Якушева (Полина) и Никита Башков (Жадов). Тут явным минусом стало то, что актеры время от времени явно выходили из видимой части зрителям зоны. Ну и чисто субъективно: мне не кажется выбор актеров и их образов удачным. Впечатление, что Полина этого Жадова боится, а он ее не столько любит, сколько вожделеет, но при этом сам жалок до омерзения. Это чисто мое восприятие, конечно.
Фото с сайта театра
Дальше было стояние зрителей на авансцене и "Бесприданница" режиссера Александра Тарасова. Ему повезло больше всех в смысле пространства - он использовал отчасти и сцену, и зал, и балконы. Зрители, которым посчастливилось оказаться в первых рядах, смогли видеть актеров буквально на расстоянии вытянутой руки.
Актеры: прямо таки подарком стал Константин Авдеев в роли Карандышева: нервный, экзальтированный, несчастный и разобиженный - классический такой Карандышев.
Фото мое
И, конечно, Кнуров - Александр Семенов! Хорош - взгляд не оторвать :)
Фото мое
А вот пара Лариса (Мария Матто) и Паратов (Никита Башков) меня немного расстроила: Лариса великолепна и не играла - жила! Но когда рядом такой Паратов (кажется, он и не переоделся после роли Жадова), все как-то слегка теряется и лично я "не верю!" (с) . Ну не должен Паратов выглядеть и двигаться как мальчишка... Да даже Карандышев здесь и симпатичнее, и представительнее, и вообще приличнее! Ну и сцены на балконе - это далеко, свет в глаза зрителю, - не самое удачное решение, мне кажется. То есть понятно, что хотели показать и почему именно там получилось действие, но впечатление, на мой взгляд, не очень.
видео мое
Ну и, наконец, заключительный фрагмент: "Свои люди, сочтемся", режиссер Андрей Боровиков.
Возможно потому, что мы наконец-то сидели в зале на своих местах и смотрели на сцену :)) - но мне прямо понравилось. Хотелось бы увидеть этот спектакль целиком.
Фото с сайта театра
Все хорошие, но хочется отметить Сергея Соломина в роли Лазаря Елизарыча. Я, кажется, на сцене Сергея первый раз вижу, но точно запомню - такой у него классный Лазарь получился! :) И вообще пара Лазарь-Липочка (Виктория Савельева) шикарна! Павел Новиков в образе Самсона Силыча великолепен тоже. На самом деле все - но не буду уж перечислять, а то у меня прилагательных не хватит, чтобы каждого восторженно описать )
Короче, если бы был только Островский, без рассказчика и с приемлемой организацией всего - было бы очень и очень. Потому что режиссеры и актеры хорошие! Но творческие люди явно не справляются с организационными моментами :( Так что получилось впечатление сложное: постановки понравились, но из-за всего прочего впечатление все равно скорее плохое, чем хорошее. Мне было откровенно неудобно, что вытащила на это дочь и ее подругу. К концу всего устали даже они - а девушкам по 19 лет, и театр они очень даже любят. Страшно подумать, как утомились пожилые зрители!
Напоследок - поклоны, как обычно.
Фото мое
Видео мое