Недавно посмотрела в МТЮЗе «
Даму с собачкой» Гинкаса.
К своему стыду, про Каму Гинкаса я в принципе узнала всего 4 года назад, и то почти случайно - была на встрече «О театре. Виктюк, Левитин, Гинкас» (и из этой троицы мне в тот момент был интересен только Виктюк). До этого МТЮЗ меня как-то не привлекал - в названии отчетливо слышался «юный зритель», но на детских форумах его не рекомендовали так же рьяно, как детские театры (удивительно, да?). В общем, на той встрече я поняла, что Кама Миронович человек очень интересный. И зацепилась за название тогдашней премьеры - «Кошка на раскаленной крыше». Ее и смотрела первой в МТЮЗе :) Потом были «Кто боится Вирджинии Вульф», «Скрипка Ротшильда», «Отец Сергий»… Все спектакли Гинкаса, что я видела, отличаются необыкновенной глубиной. Кажется, режиссер раздвигает покровы, все наносное и заглядывает в саму человеческую душу. Это театр не развлекательный, тяжелый даже отчасти, но затягивающий - если ему дать такую возможность. Всего-то нужно открыть разум и позволить себе чувствовать вместе с героями…
Вот «Дама с собачкой», на мой взгляд, настолько «гинкасовский» спектакль, что даже если бы я не знала имя режиссера - угадала бы легко. И вместе с тем он настолько не похож на то, что я видела раньше! Начиная с пространства спектакля: все одновременно и захватывающе, и так по-мтюзовски традиционно, и заканчивая забавными «господами курортными» в полосатых трико. Сам прием введения персонажей - «хора», почти коверных, оттеняющих главных героев и сопровождающих действие, не нов (хотя спектаклю-то больше 20 лет, вероятно, на премьере он был поновее, чем сейчас), но в МТЮЗе мне именно такой ход не попадался еще.
Но я отвлеклась от собственно спектакля. «Дама с собачкой» - Чехов, рассказ о, казалось бы, банальном курортном романе… Пересказывать смысла нет, надеюсь.
В этом случае режиссер, с одной стороны, «упростил» спектакль, введя «господ курортных», которые, и правда, весьма разбавляют серьезность основной линии и переживания главных героев. С другой же стороны, благодаря этим господам зритель не просто погружается в психологические омуты и лабиринты, страдая вместе с героями, но пребывает на своеобразных качелях: серьезное-смешное-глубокое-смешное-печальное-смешное… В итоге же впечатление очень сильное. И это идеальное воплощение чеховского рассказа.
Кстати, и то, что произошло в ее номере между Гуровым и "дамой с собачкой", показано! Но очень символически.
Для нас играли:
Гуров - Игорь Гордин
Анна Сергеевна- Мария Луговая
Господа курортные: Александр Тараньжин, Андрей Максимов
Фото с сайта театра
Ну, Игорь Гордин - это Игорь Гордин! Он великолепен :) Мария Луговая совершенно очаровательна в роли Анны Сергеевны. Легкая, юная, такая наивно-увлеченная вначале, переживающая из-за своего «падения», - и такая решительная, предприимчивая, мудрая после. Гуров же, кажется, наоборот, в начале этакой пресыщенный надменный слегка мужчина, практически от скуки заведший романчик с чужой молоденькой женой, после становится растерянно-непонимающим того, что творится в его душе... интрижка на наших глазах вырастает, оказываясь настоящей любовью - той, которую ждут, наверное, все, но испытать удается не каждому. Сладость встреч и боль расставаний, вечное ожидание и словно украденные минуты близости, бессмысленность всего, что не-Любовь... а это вся жизнь! Ведь у героев свои семьи, дети, обязательства. Чехов...
Вернемся к спектаклю. Пространство его максимально неожиданное: зрители сидят в бельэтаже, под самым потолком, а сцена... Нет, настоящая сцена театра там, внизу, в темноте, а действие разыгрывается на помосте прямо перед зрителями.
Фото мое
Честно говоря, до начала спектакля я слегка переживала даже: задника никакого нет, а там же, по всему выходит, должен быть обрыв! На самом деле это шикарное решение: мы видим море! Далеко, в густеющей темноте золотом отливают парящие где-то, где вода сливается с небом, лодки...
Фото с сайта театра
Я просто влюбилась в это пространство, в это его решение, которое, опять же, без единого новомодного приема: без лазеров и видеопроекций, без дыма даже, позволяет показать идеально точно место, будь то пляж, набережная, комната или улица в небольшом городке. Художник-сценограф - Сергей Михайлович Бархин. Как я заметила, он любил использовать некрашеное дерево, и этот спектакль не исключение. Единственная уступка - синий цвет моря. Здесь же это дерево кажется особенно уместным, пропитанным солнцем, морем, почти светящимся! И когда Гуров возвращается домой, всю эту солнечность драпируют невнятно-серой тканью, что сразу меняет атмосферу. К слову, в этой постановке много простых, "природных" элементов: то же дерево, песок, вода...
Фото с сайта barkhin.ru
Достаточно малое все же пространство, думаю, диктует свои правила: и все герои запросто ходят по проходам зала , ибо "кулисы" оказываются в зрительском фойе. Кстати, именно поэтому на спектакль нельзя опаздывать - вход в театр после начала спектакля по техническим причинам невозможен, даже антракта нет. Правда, надо отметить, что начало спектакля гуманно слегка задерживают, полагаю, дожидаясь обязательных опаздывающих.
Как вы понимаете, мне понравилось. Да, не развлекательное, если вам хочется отдохнуть и похохотать, не думать ни о чем, а просто развеяться - вам сюда не стоит идти. Дождитесь нужного настроения и тогда сможете прикоснуться к преекрасному и восхититься этим обманчиво кажущимся простым спектаклем.
Напоследок же - поклоны, традиционно.
Фото мое
Спасибо большое за приглашение сообществу
moscultura и лично
atlanta_s !