Ну, сначала я зарегистрировалась на Ночь искусств, в рамках которой была обещана "встреча с артистами, участвующими в спектакле "
Леонардо". Потом показалось логичным не просто приехать на эту встречу, а сначала посмотреть спектакль, а после остаться на Ночь искусств (как показала практика, это было правильное решение, ибо вся "ночь" уложилась в час чистого времени - было бы обидно, если бы это был всё). Ну и дочка старшая согласилась составить компанию, что меня обрадовало - так-то она не фанат Модерна как раз (в отличие от меня, ага). Так или иначе, я не смогла выждать планируемые 2-3 месяца, а пошла пересматривать премьеру менее чем через месяц :)))
Фото мои, естественно :)
Уж не знаю, сыграло ли роль то, что я смотрю второй раз и просто знала, чего ожидать, или действительно спектакль уже стал несколько ровнее - но в этот раз мне понравилось больше. Сидели мы теперь в пятом ряду, что, с одной стороны, давало мне шанс хоть что-то рассмотреть (не все, увы), с другой - позволило увидеть общую картину. Так вот - картина эта очень даже хороша, тут не придерешься, конечно. Однако всё, что я писала по поводу премьерного спектакля, осталось в силе: и главного героя как такового я не вижу, и не все ходы мне кажутся понятными.
Фото мое
Надо сказать, что Ульяне не понравилось вовсе (верна себе, ага). Зато она, мне кажется, правильно сформулировала то, что я чувствовала, но никак не могла облечь в слова. Так вот: две части спектакля очень неровные, не равные. В первой Леонардо выступает фактически как объект, мы его видим глазами современников, эпизодически, он такая... нераскрытая фигура и ей остается до самого антракта. Первая часть сама по себе несколько "лоскутная", и там много понамешано всего. Чтобы все это воспринимать, нужно хорошо знать и материал, и быть готовым к такой подаче, не ждать связности. В принципе, такая "лоскутность" еще присутствует отчасти в "Войне и мире", но там проще - это произведение уж точно 90% людей знает так или иначе, и мы не смотрим захватывающую историю, а, скорее, узнаем давно известное. Но про Леонардо и вообще то время все же более узкий круг знает хорошо, поэтому и воспринимать несколько сложнее. Тем более что спектакль не воспроизводит историю в точности (он и не должен, конечно).
...А вот после антракта спектакль вдруг выравнивается и мы смотрим вполне связную, обычную такую историю, с Леонардо в главной роли (наконец-то!). Хотя Бозин и тут, конечно, максимально обезврежен (простите :))) ) - никакой магии, пластики, никакого энергетического потопа, обволакивающего зал - просто Леонардо, просто актер, просто играет. Нет, он честно старается, кажется, с одной стороны, не выходить за заданные рамки, с другой - все же существовать...
Фото мое
Скорее всего, так и было задумано, Леонардо - личность великая, гениальная и непонятная нам, простым смертным... Но все равно мне лично не хватает центральной фигуры, двигателя спектакля, этакого эпицентра торнадо, заставляющего двигаться действие и захватывающего зрителей. Причем если это был самостоятельный спектакль, а не часть трилогии, если бы "Петр" не был первым спектаклем - может, и ожиданий бы таких у меня не было. Но вот уж как получилось. Теперь с утроенной силой жду заключительного спектакля - "Иуда". Интересно, как Юрий Вячеславович его видит.
Ну и коротенечко - сейчас я уже не была так шокирована обликом герцога Моро (Юрий Анпилогов) :))), так вот - он чудесный. Страшен как смертный грех, конечно (спасибо режиссеру... но почему же так-то?), но очень убедителен. Он как-то тянет большую часть первого действия и, в противовес несколько выдуманному, мерцающему такому образу Леонардо, герцог напротив, очень живой, приземленный даже тип. Просто человек, хоть и правитель.
Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
Еще раз хочу отметить учеников Леонардо - Зароастра (Александр Толмачев), Чезаре (Александр Сериков) и Джованни (Богдан Щукин). Они чудесные! Все хочу написать "особенно Чезаре", потом думаю, что "особенно Джованни", потом... В общем, все трое - идеальные :) И наивный, увлекающийся и несколько неуравновешенный Джованни, и мечтатель и трудяга Зароастр, и безнадежно любящий очаровашка Чезаре.
Фото Ирины Петровской-Мишиной, с сайта musecube.org
В общем же я не планировала писать вот прямо отзыв, так что и не буду.
Из забавного:
по замыслу режиссера в заключительном кадре (как-то больше слова не подберу) к Леонардо должен слететь /с балкона/ голубь. На премьере, правда, что-то пошло не так, и птичку не удалось спихнуть с балкона - голубь с завидным упорством и отчаянно хлопая крыльями карабкался обратно, буквально цепляясь за перила. Так и не вытолкали его :) Ладно. Судя по всему, учли ошибки и решили заносить клетку с голубем заранее - видимо, чтобы он привык к темноте и летел как бы к свету? Других объяснений у меня нет. И для подстраховки взяли двух голубей - хоть один да долетит (спойлер - один и долетел). Так вот эта парочка голубков, оказавшись в темноте "на местах для поцелуев" начала ворковать так громко, что перекрывала голоса актеров. Зрители недоумевали и оглядывались в поисках владельца курлыкающего телефона. В общем, птицы так и не угомонились до самого конца :) Я к чему - может, не стоит так рано их заносить-то? Прикрыть клетку темной тканью просто и пусть сидят... Отвлекает слегка :)
Но это так, лирическое отступление.Спектакль закончился, поклоны тоже, занавес закрылся и все вышли из зала под объявление о том, что через 15 минут состоится встреча с артистами.
Фото мое - по качеству понятно как бы :)
Надо сказать, что приличная часть (наверное, чуть больше ползала) все же ушла, но многие остались и правильно сделали :) Вскоре нас вновь позвали в зал и...
Фото мое
Встреча происходила в стандартном формате "мы здесь, вы там", весьма официально. Как и было обещано, были артисты и не было самого Грымова. Может, оно и неплохо - иначе бы приличная часть вопросов ушла ему, думаю :) Модератор управляла процессом, чередуя вопросы из зала и присланные в соцсетях (я, кстати, успешно пропустила этот момент со сбором вопросов), так что вопросы достались если и не всем, то многим присутствующим на сцене. Больше всех, конечно - Юрию Анпилогову и Дмитрию Бозину.
Вот что я не люблю, так это пытаться записать вопросы и ответы, это надо слышать, ведь дело не только в том, что говорят, но и в том, как говорят :) Так что пересказа откровений каких-то тут не будет.
Фото мое
Встреча прошла интересно, но уж очень быстро. Все же час для "Ночи искусств" - это мало, очень мало... Хотя артисты, конечно, только что отыграли такой спектакль и думаю, минуты считали до своего освобождения :) Нам-то было интересно, но и задерживаться после объявленного окончания не хотелось, надо же людей отпустить уже.
Будем ждать, когда Модерн в честь ночи театров или ночи искусств устроит экскурсию по закулисью или еще что-то, традиционное для таких акций. Всегда интересна и изнанка. Вот про цеха немного Юрий Анпилогов рассказал, но не про все! :) Интересно, как все устроено, где хранятся динозавры и невероятные костюмы из Петра, есть ли бутафорский цех и ли всё-всё заказывается где-то в другом месте, и прочее и прочее.
Кстати, когда-то мое знакомство с театром Модерн началось именно с экскурсии, но то была экскурсия от "Москва глазами инженера", очень интересная, но - про историю здания, а не про сам театр. Так что... ))