"ШЕКСПИРГАМЛЕТ", театр им Моссовета

Oct 05, 2022 00:22


Сентябрь для меня закончился небольшим чудом - я попала на прогон спектакля «ШЕКСПИРГАМЛЕТ» в театр Моссовета. Люблю прогоны даже больше, чем премьеры, кажется :) Ужасно интересны эти самые первые шаги нового спектакля на сцене, его становление, первые, не смазанные еще общественным мнением и прочитанными отзывами реакции зала (да и свои тоже!), те мелочи в постановке, которые потом могут уйти вовсе или приобрести другое звучание… Да и купить 30-го сентября программку, в которой написано «премьера состоялась 1 октября 2022 года» - это же почти маленькое путешествие в будущее :) В общем, прогон, ура!  :)



Фото мое
Честно говоря, я шла с определенным предубеждением, надо сказать. С одной стороны, театр много лет любимый, замечательные артисты на сцене. С другой - Марчелли все же не мой режиссер (что, естественно, говорит больше обо мне, чем о режиссере :) ). Кажется, я понимаю, что он делает, но мне не очень нравится, не кажется оправданным и интересным - если судить по «Жестоким играм», например. Впрочем, «Фрекен Жюли» хороша, - но это «переиздание» ранее уже одноименного ставленного спектакля… В общем, смотрела спектаклей Марчелли я мало, и ни один не очаровал так, чтобы хотелось следить за режиссером и бежать смотреть все его творения.
Ну и состав актеров. Видела я фотографии с репетиций в соцсетях. Не буду врать, если выбор актера на роль Гамлета меня не очень обрадовал (я всегда за привлечение актеров из труппы театра, благо что есть кого!), но и не удивил, то Офелия… Нет, Анна Галинова прекрасная актриса. И я очень даже за бодипозитив (еще бы, я и сама тот еще позитивчик :))) ). Но… Офелия, серьезно?!



Фото с сайта театра. Репетиция. Офелия
Забегая вперед, сразу скажу, что весьма раскаиваюсь в своем неверии. Офелия была чуть ли не самым прекрасным в этом спектакле - может отчасти и из-за эффекта неожиданности, конечно. Она и-де-аль-на! У меня нет слов, правда! Но я теперь точно большая поклонница Галиновой. А если вы соберетесь на Шекспиргамлета… Шекспирагамлета… Шекспирогамлета… ок - на спектакль «Шекспиргамлет» , то очень рекомендую отследить, чтобы Офелией была именно Анна Галинова, потому что это прелесть что такое :)



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина
Ну и о спектакле вообще - исключительно мои собственные впечатления, потому что никакие рецензии я не читала вовсе.
Марчелли, взявшись за одну из самых популярных пьес, выбрал далеко не самый популярный перевод Морозова, - и на сцене все говорят прозой. Это весьма странно воспринимается в первый момент, надо сказать, хотя привыкаешь быстро, конечно. Вообще Шекспир в прозе - не самое странное в этом спектакле. Режиссеру удалось как-то так показать всю историю, что трагедия практически превратилась в комедию. По крайней мере  зал лежал хихиканья и откровенного смеха в зале было достаточно. Именно так и было задумано, судя по тому, сколько усилий создатели спектакля приложили. Все, от костюмов, пластики, отдельных понапиханных тут и там шуточек, до манеры существования на сцене героев явно направлено на то, чтобы отвлечь от собственно трагедии. Тем острее оказываются моменты, когда на сцене внезапно - настоящие чувства, боль, неумолимая развязка. Я не ожидала такого, но все же - у Марчелли получился спектакль-перевертыш, который может казаться тем, что зритель пришел смотреть. Если вы пришли на современную постановку чтобы оценить оригинальность режиссерских ходов и находок - то вам будет интересно. Если вы пришли отдохнуть и развлечься - вполне можно посмотреть весьма забавное «типа Гамлета» и выйти в ночь довольным и с улыбкой. Если вы пришли смотреть трагедию Шекспира - то и это возможно, ибо под слоем забавностей и шуток трагедия все же происходит, просто, как и в жизни, в ней мало пафоса и красоты, но много разочарований и бессилия. Впрочем, если вы пришли в ожидании классики, то останетесь определенно недовольны, так что смотрите фотографии спектакля и оценивайте свои силы :)



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Дальше буду писать всякое, возможны спойлеры, так что если что - не читайте! Просто идите и смотрите сами, после обсудим )
Итак, Гамлет - Кирилл Быркин (театр Наций).



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Если честно, я актера вижу в первый раз, хотя уже после прочитала, что он звезда сериалов, кажется… Однако же. Его Гамлет, похоже, не столько ненормален, сколько обкурен (извините). То есть принц явно не в себе, но судя по резким сменам настроения и темпа, ажитации, сверхактивности - что-то там нечисто… Печально, что очень много времени Гамлет проводит спиной к залу - не уверена, решение это режиссера или просчет, - мне кажется, что правой части зала везет больше в смысле возможности видеть лицо Гамлета. С другой стороны, и спина, конечно, тоже выразительна у хорошего актера… :) Кстати о спине - Гамлет наш не одет. В смысле, щеголяет голым торсом и абсолютным отсутствием растительности что на голове, что на теле. Производит впечатление не то заводной пластмассовой куклы, манекена, не то отсылает нас к образу младенца, голого и беспомощного. Точно антисекс, вот только не вполне понятно мне, какая же задумка была у режиссера. В общем Гамлет как образ мне не то чтобы понравился, но интересен. Выбор актера не очень понятен (по-моему, это мог исполнить практически кто угодно, - и смысл приглашать со стороны?), но опять же - и Кирилл здесь превосходен.



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Гертруда и Клавдий - Евгения Крюкова и Сергей Юшкевич (театр Современник). Превосходная парочка, столь явно влюбленная, что аж неловко :) Евгения с кажущейся легкостью переходит от глуповатого хихиканья потерявшей голову от страсти женщины к страданиям любящей матери, и глубина ее чувств кажется почти невероятной. Что интересно, Гертруда органична и естественна в обеих своих ипостасях.
Как ни странно, женские образы в спектакле мне показались в чем-то даже сложнее и глубже мужских, - что Гертруда, что Офелия.
Кстати, очень интересное решение /как мне показалось сначала/ - введение персонажа, пожелавшего остаться неизвестным (Анастасия Белова) - тонкая-звонкая-безмолвная девушка, всюду сопровождающая Офелию и, похоже, не видимая никому. Я-то подумала сначала, что режиссер решил отыграть на сцене старую шутку, помните? «Как я люблю свою прекрасную фигуру, свою узкую талию, свой подтянутый животик... И как я ненавижу толстый толстый слой жира, который всё это скрывает!» (с) - было похоже, что невидимая девушка суть внутреннее «Я» Офелии, ее самоощущение. Однако эта идея разбилась вдребезги, когда «тень Офелии» внезапно оказалась глухонемой дуэньей, судя по всему. Честно говоря, я не поняла, зачем ее было выводить в реальность, да еще такой  слегка затянутой сценой, которую даже Рейналдо не очень спасает. А вот о Рейналдо (Роман Кириллов) хочется сказать особо, ибо прелесть что такое и чудо как хорош! Совершенно комический персонаж, в абсолютно безумном костюме - и как же серьезно себя ощущает! :)



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Ужасно несправедливо, что Горацио (Александр Емельянов) остается бессловесным на протяжении всего спектакля. Это просто преступление, я считаю. Нет, «вышел, постоял, ушел» Александр тоже шикарно исполняет, и глаза очень выразительные, но обидно же! Хотя чуть-чуть голос показать ему таки дали, и это прекрасно. Мне вообще эпизод с пением понравился. И Клавдий шикарно изображает прялку, да :)



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина
Совершенно очарователен Лаэрт (Митя Федоров). Он, кажется, один из немногих, кто сохраняет серьезность на сцене, и на контрасте это особенно впечатляет.



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Великолепен Полоний (Валерий Яременко). Во-первых, шикарно выглядит, один из немногих в приличном костюме (извините, не могу промолчать :) ), во-вторых настолько любящий отец, что вот веришь-веришь-веришь. И сопереживаешь, да.



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Конечно, первым нужно было отметить Александра Филиппенко в роли отца Гамлета, но у меня мысли разбежались что-то. Он там единственный, кто говорит стихами, кажется, и он же - исключительно серьезен, что естественно для призрака, но контрастирует очень с общей атмосферой и нарочито грубоватым гримом. Филиппенко, конечно, даже когда просто ходит по сцене - это уже сила!
Вообще, надо сказать, что на первый взгляд на этом спектакле отдохнули как гримеры, так и сценографы и костюмеры (художник-сценограф и художник по костюмам - Анастасия Бугаева). И световики. И звуковики :) Но если уловишь общее настроение, то и голая почти абсолютно сцена, украшенная бумажными гирляндами - не то свадьба, не то похороны, и странные, то цивильные, то безумные костюмы (вот Рейнальдо, например… Или Розенкранц и Гильденстерн в спальниках?… одеялках?… пуховиках?) сойдутся в единую концепцию, где все - на своем месте, продуманно и уместно.

А теперь буду о том, что мне лично осталось… непонятным или показалось излишним. Не критики ради, но хочется «сверить часы» с теми, кто тоже смотрел.
Я уже упоминала - на мой вкус, шуток много… даже местами излишне. Вот сцена с «а свой - своего», она же классная. Но, на мой вкус, слишком увлеклись, стоило остановиться на 5-6 повторении :) А то зал успевает и удивиться, и похихикать, и пережить приступ веселья, посмотреть со стороны на все и почувствовать неловкость, по-моему. Если в этом цель - ок, но точно ли?
Зачем Клавдий и Гертруда менялись костюмами? Нет, платье Клавдию к лицу, но смысла я не улавливаю.
Вообще с шутками больше всех досталось Клавдию, кажется. Вот сцена с «А это хорошо...», где Клавдий с Лаэртом - она же балансирует на грани комедии и трагедии. Зачем, зачем Клавдий сел мимо кресла? Первая ассоциация - фильм с Челентано, помните? «Смотри, как он плюхнулся! Разве не смешно? - Нет.» (с) Вот и тут нет, а зачем тогда?
И самое неожиданное и необъяснимое для меня решение, настоящий аттракцион - противопожарный занавес. Он с характерным звуком (как звонок в школе - тревога) опускается, наглухо отделив зал и авансцену (кстати, это объяснило, зачем настолько увеличили глубину сцены, «съев» первые ряды).



Фото мое. Противопожарный занавес.

Какое-то время действие происходило только на переднем плане, после чего с таким же тревожным звоном занавес поднялся, и… И ничего. Честно говоря, у меня была первая мысль, когда его опустили, что там, на сцене, готовится что-то масштабное - огромные декорации, фейерверк, стадо слонов на сцену загоняют - что-то, что невозможно проделать быстро, тихо и незаметно. Но нет - не появилось ни-че-го (ок, убрали гору бумажных гирлянд и какую-то конструкцию, но это можно было бы так и не обставлять). Не, противопожарный  занавес, да еще рабочий - это круто, конечно. Но даже если отрешиться от оправданности этого решения, то вопрос - как часто будут проходить спектакли и на какое количество спусков-подъемов рассчитан его механизм, там вес-то какой…



Фото с сайта musecube, автор Ирина Петровская-Мишина

Ну и окончание спектакля - ооочень неожиданное. Понятно, что это концепция такая, но первая мысль все равно: не уложились в сроки, сэкономили на преподавателе по фехтованию :))) То есть оно даже интересно решено, в принципе, такое завершение будничное. Но так резко это, будто звонок с урока прозвенел, и учитель такой: «задание на дом: дочитать трагедию Шекспира, ответить на вопросы...».
На этом ныть и придираться заканчиваю, а то и с объемом перебрала явно, и боюсь ввести в заблуждение тех читателей, кто мужественно продирается сквозь мои буковки: мне на самом деле спектакль понравился! Вместе со всеми вопросами, шутками, забавными костюмами и нервным Гамлетом, с невероятной Офелией (браво!) и занавесом. Это хорошо. И это можно смотреть, и даже нужно смотреть. И хорошо, что такой Гамлет теперь есть в театре Моссовета :)



Фото мое

отзывы, предпремьерный показ, театр моссовета, театр

Previous post Next post
Up