1. «Хищные вещи века», «Полдень, XXI век», «Попытка к бегству», А. и Б. Стругацкие
Под одной обложкой собраны три повести Стругацких. Авторов этих я люблю с детства, так что практически все их сейчас перечитываю, ибо когда-то, давным-давно, уже читала. Но чем хороши книги Стругацких - и не теряют актуальности, и с каждым прочтением открываешь новые смыслы и новые мысли. Итак, повести. «Хищные вещи века» - о том, как быстро люди в условиях всеобщего и практически безусловного материального благополучия не становятся сверхлюдьми, погруженными в науку, культуру и искусство, а деградируют, теряя все духовные потребности. «Полдень, XXI век» - повесть, состоящая из довольно-таки разрозненных рассказов, объединенных общими героями и веком. Авторы мастерски описывают коммунистическое общество, достигшее технических высот. Впрочем, здесь есть, чему удивляться, особенно когда ты сам уже живешь в этом самом XXI веке :) Например, не особо рациональное использование достижений техники. например, в описанном мире повсюду снуют кибер-дворники, и люди практически вынуждены бросать мусор на землю, чтобы этим творениям рук человеческих было чем заняться. Но вместе с тем вертолет разгружают люди, вручную. Или, с одной стороны, описаны люди высокой духовности и вообще явно Лучшие, чем предки, а с другой - вовсю экспериментируют на животных, выпуская в свет то двуглавого теленка, то еще какое чудо-юдо. И притом зачастую делают это не для спасения человечества (условно), а скорее из любопытства. В общем, впечатления оставило двоякие. Ну и третья - «Попытка к бегству». Наиболее захватывающая, наиболее наполненная смыслами и загадками.
2. «Пион уклоняющийся», Ирина Мясникова
Это, видимо, тот самый «женский роман», классическое современное исполнение. Гм, ну, мне не понравилось совсем. Дочитала по двум причинам: во-первых, оно очень короткое и простенькое как считалка, во-вторых, я банально считала опечатки. Их полно, от классического «-тся/-ться» до криво составленных предложений. Вот, например, моя «любимая» конструкция: «Организм не должен испытывать голод и иметь достаточно времени на пищеварительные процессы,...» - вы поняли, чего организм не должен? Вооот :) Ну и сама история написана с фантастическим неуважением и к героям книги, и к читателям. В общем, этого автора вычеркиваю из своего списка того, чьи книги можно читать.
3. "Мир книги джунглей" Ян Линдблад
Захватывающие истории, столько дикой природы, ууух! Для меня это все настолько "другой глобус", что читается на одном дыхании, как захватывающая фантастика, только тут еще во-от столько восхищения генерируется, потому что автор-то описывает совершенно реальные события, свои будни, прямо скажем :) Когда думаешь, чего стоили те фотографии животных, на которые мы смотрим, в лучшем случае, с интересом, то… впечатляет, в общем. И, пока читала, вспомнились похожие книги и Даррелла, и Гржимеков, и Моуэта, и прочих :) И, кстати, в книге столько названий животных, которых я не знала никогда (или так плотно забыла?) - вот эти аксисы, свиные олени, барасинги, чаусинги, замбары, мунтжаки, нильгау, гарны, лангуры... А вы всех этих животных знаете? :)
4. «Освещенные окна», В. Каверин
Это автобиография, охватывающая детство и юность - то есть это примерно начало века до конца гражданской войны. Очень интересно. Необычная семья, отношения внутри семьи и с приятелями, гимназия, первые литературные опыты. Каверин - не мой любимый писатель (прямо скажем, читала я его разве что в детстве), но теперь захотелось что-то все же прочесть осмысленно.
5. «Узорный покров», Уильям Сомерсет Моэм
Люблю Моэма, но читала далеко не все, вот и этот роман стал открытием. Тут и любовь, и измена, и страдания, и дальние страны, и эпидемия. Не по любви вышедшая замуж молодая девушка с мужем-бактериологом поселяются в Гонконге, а вскоре переезжают в город, где бушует эпидемия. Но не буду пересказывать - вдруг кто-то еще, как и я, не читал. Тогда вот прямо рекомендую - произведение небольшое, читается на одном дыхании. Очень интересно наблюдать за внутренним ростом главной героини, как меняются ее взгляды, как она учится наблюдать и делать выводы. И тот «фон», на котором происходят все события с главными героями - будни страны-колонии, отношения между белыми и китайцами, времена и нравы...