"Гроза прошла", театр им. Моссовета

Jul 29, 2021 22:03

У меня появился новый любимый спектакль, на который я уже сходила трижды и, думаю, это еще не предел :) Спектакль этот - "Гроза прошла" в театре Моссовета. Я смотрела премьеру 9 апреля, потом повторила в мае, и вот - на днях снова не удержалась. После премьеры я писала настоящий, полный, так сказать/ отзыв. В мае уже ничего не писала, ибо - ну подряд все же сложно! А вот сейчас, уже хорошо зная не только текст пьесы (которую читала еще до премьеры), но и спектакль, понимаю, что хочется не только восхищаться, но и просто поговорить.
Причем хочется обсудить, с одной стороны, саму постановку, какие-то ее особенности, а с другой - чисто житейскую историю, написанную Мережковским, характеры этих троих, запертых волей автора в вечном, как мир, любовном треугольнике.
 И да, очень было бы интересно узнать мнение тех, кто видел спектакль!



Фото с сайта театра

Давайте начнем с постановки. Романсы.Спектакль весь пропитан буквально музыкой и поэзией, и это создает восхитительную атмосферу. Романсы на музыку Игоря Карташова, а в качестве текстов - стихи поэтов Серебряного века. И все в них прекрасно. У меня только два момента вызвали вопросы.
Первое - в уста Палицына вложили романс, текст Набокова: "В листве березовой, осиновой, в конце аллеи у мостка..." (на самом деле там, если не ошибаюсь, собраны два стихотворения...).
Так вот, так есть слова "Я думаю о ней, о девочке, о дальней..." и  "Но если встретиться не жданная судьба заставила бы нас, меня бы, как уродство странное, твой образ нынешний потряс. "(с) То есть выходит, что герой любит воспоминание о знакомой ему девочке и одновременно страшится встречи с ней сегодняшней, понимая, что вряд ли ему будет мила взрослая незнакомая, по сути, женщина, отягощенная собственной жизнью, семьей, и прочим жизненным багажом. Однако Палицын, как мы видим, любит совершенно реальную Елену Сергеевну, а была ли она его девочкой... ну, очевидно, нет, ибо сама Е.С. в какой-то момент вспоминает кандидатов в женихи, и никакого Палицына там и в помине нет. Так почему же именно этот романс?...
И второе, в заключительной /для Палицына/ сцене тоже звучит романс, причем текст его идеально подходит к моменту: "Когда я по лестнице алмазной Поднимусь из жизни на райский порог..." (с) Однако мы слышим романс в исполнении соперника Палицына - мужа Е.С. (Игорь Карташов не только композитор, но и исполнитель роли Игнатия Петровича, мужа Елены). Почему, зачем бедного Палицына провожает в последний путь голос Игнатия Петровича?... Я не постигаю... Очевидно, должен быть какой-то режиссерский (?) замысел, и мне очень интересно, в чем он состоял. Пока этот момент просто сбивает меня и это жаль (кстати, в первый раз такого острого эффекта не было - видимо, впечатления не успели как-то систематизироваться на тот момент) .



Фото с сайта театра

Ну и теперь собственно по истории житейской.Как вы находите Елену Сергеевну? Признаюсь, при первом просмотре я, очевидно, под влиянием прочитанных рецензий вроде "красивая, мягкая, умная женщина Елена Сергеевна с ее трагическими метаниями и спазмами души" (с) и личности актрисы (Марина Кондратьева) - удивительно светлой и правильной в хорошем смысле женщины, воспринимала и героиню как страдающую, любящую и разрывающуюся между любовью и долгом... ну и все такое. Изо всех сил искала и находила в ней вот это все. Но к третьему просмотру накипело :) Елена Сергеевна - она же в принципе никого не любит, кроме себя и своих представлений о прекрасном. Мужа-литератора она в свое время выбрала, потому что другой кандидат был "безыдейный" (кажется, так она сказала). Однако пока муж болен, Елена очень мило встречается с Палицыным, буквально в соседней комнате, и "муж догадывается" (с). Конечно, ничего такого, но она не может не видеть, что Палицын влюблен совершенно - так зачем она морочит ему голову? Как ловко сообщает Палицыну, что ей нужны деньги - и заставляет бедного скульптора не только дать денег и провести с ней ночь (мне вообще начинает казаться, что хотела этой ночи больше Е.С., чем Палицын), но и мучиться чувством вины - он же оскорбил свою Прекрасную Даму, дав эти несчастные деньги на спасение ее мужа... Наконец, когда муж уже точно выздоровел, казалось бы - иди к Палицыну! - но она прекращает с ним даже переписку, а когда бедняга является лично, снова бьет под дых - он виноват, она чувствует "отвращение невыносимое"...  Так выходит, что единственный, кто любит Палицына /внезапно/ - его слуга. И именно слуга просит Е.С. помолиться за него - а самой ей в голову такое не приходит, похоже?... Ну, что Палицын, возможно, Е.С. таки любит мужа и действительно просто пожертвовала собой ради спасения супруга? Так тоже вроде нет - она доводит мужа, притворяется " и очень неискусно" (с), позволяя ему каждый раз выяснять правду: как в самом начале о том, что статью не приняли, так в конце - о происхождении тех денег, буквально дразнит его, как-то поверившего было в версию с наследством и живущего спокойно... Впрочем, в конце концов она примиряется с мужем и забывает все свои претензии к нему.
Так, перестала я смотреть на Е.С. как на положительную героиню.

Но как же мне нравится этот спектакль! Это просто жемчужина - небольшой по времени, на сцене Под крышей, бесконечно красивый и неожиданно глубокий. Очень хочется, чтобы он шел еще много-много сезонов, ибо действительно же стоящая вещь!
Браво!

разное, психология, театр моссовета, отзыв, театр

Previous post Next post
Up