Посмотрели с подругой "
Гамлет" в театре у Никитских Ворот на днях. Не знаю, как подруга, а я-то давно хотела этот спектакль увидеть.
Вообще я, на удивление, до того видела всего дважды "Гамлета" на сцене. Пять лет назад - в театре "Вернадского, 13" (
писала тут), и 7 лет назад - в театре Наций "Гамлет-Коллаж" (тоже
писала о нем). Надо сказать, что оба спектакля были не классическими совершенно.
И вот Гамлет в театре у Никитских Ворот
, и снова - не вполне классическое прочтение, хоть и ближе всего к нему. Но... но. Во-первых, использованы переводы пьесы и Бориса Пастернака, и Михаила Лозинского, и Анны Радловой, от чего у меня лично создалось ощущение, что текст практически незнакомый, - хотя, конечно, Гамлета я читала. Во вторых, декорации, вернее, основная их составляющая. Если в театре Наций единственной "декорацией", если можно так назвать, был куб-трансформер, то в театре у Никитских Ворот основное это круг, причем круг движущийся.
Фото мое. Подвижны здесь не только нижний, но и второй круг.
На ум приходит аналогия с шекспировским театром "Глобус", как известно, круглым (на самом деле ...дцатигранным, но это неважно), но я не настаиваю :) Хотя версия мне нравится - как "Глобус" принадлежал актерам, и Шекспиру в том числе, так в спектакле сам Гамлет выступает отчасти сценаристом и режиссером всего происходящего. Он единственный практически в обычной одежде и без грима, именно он кажется живым и настоящим, реальным, тогда как большая часть находящихся на сцене - актеры, играющие актеров, в несколько гротескных, нарочитых костюмах и (по большей части) со своеобразным гримом, вызывающем ассоциации не то с белым клоуном, не то с кумадори.
Фото с сайта театра
О спектакле у меня сложилось двойственное впечатление. С одной стороны, все очень интересно поставлено, мне нравится большая часть решений, и определенно, игра актеров выше всяких похвал. Тут каждый на своем месте и выкладывается на 100%. С другой стороны, для меня чуть больше чем трехчасовой спектакль шел очень тяжело, показался даже слегка затянутым, что довольно странно, если учесть, что монологов и чистого психологизма в нем немного, все больше действие. Впрочем, это субъективное восприятие: все же середина рабочей недели, когда мой день начинается в 5:30, потом работа, а вечером театр - прекрасное завершение, но на утомленную голову приходится :)
Ну и к составу. Для нас играли:
Клавдий, король Датский - Валерий Шейман
Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля - Валерий Толков
Гертруда, королева Датская, мать Гамлета - Наталья Баронина
Призрак отца Гамлета - Иван Власов
Фортинбрас, принц Норвежский - Станислав Федорчук
Полоний, ближний вельможа - Андрей Молотков
Офелия, дочь Полония - Дарья Щербакова
Лаэрт, сын Полония - Вячеслав Пронин
Горацио, друг Гамлета - Александр Чернявский
Вольтиманд - Михаил Озорнин
Корнелий - Максим Якимов
Розенкранц - Владислав Кувицын
Гильденстерн - Вадим Кувицын
Озрик, Луциан - Денис Сарайкин
Йорик, королевский шут - Антон Николаев
Первый могильщик - Юрий Голубцов
Второй могильщик - Николай Рингбург
Свита - Екатерина Васильева, Светлана Лапина, Яна Прыжанкова, Анна Серебрянская
Начну, конечно, с Гамлета. Валерий Толков, если честно, немного перерос Гамлета, чего уж. Но если отрешиться от знания о возрасте актера, то Гамлет-то великолепный. Одновременно и режиссер всего и жертва обстоятельств, и мятущаяся душа, и мудрец, взирающий на все со стороны, ищущий любви и отталкивающий ее - не человек, а клубок противоречий. Мне близок такой образ, очень. Ну и надо отметить, что актер в шикарной форме, и фигура, и движения - юношеские :)
Фото с сайта театра
Необыкновенно хорошо Офелия (Дарья Щербакова). Нежна, красива, эмоциональна и просто прелестна.
Полоний в исполнении Андрея Молоткова, несмотря на некоторую комичность образа, крайне убедителен :)
Гораций (Александр Чернявский) хорош. Но некоторые его /персонажа/ действия мне не вполне понятны... надо перечитать пьесу, наверное. Вообще актеры все хороши, а спектакль весьма многочисленен, надо сказать, так что упомянуть всех не смогу, увы. :)
Но определенно не могу не отметить немного неожиданное, но явно удачное решение режиссера: Розенкранц и Гильденстерн здесь братья-близнецы (Владислав и Вадим Кувицыны). И почему они больше не играют вместе ни в одном спектакле?! Жаааль...
Могильщики (Юрий Голубцов и Николай Рингбург) вносят во все происходящее отчетливую такую нотку безумия, неизменно вызывая в зале смех, даром что все происходящее трагедия... Так вот, про могильщиков. Хочу выразить огромное восхищение костюмерам и гримерам, сумевшим превратить актера Рингбурга в это! Я как-то настолько уверилась, что Николай выглядит типичным интеллигентом, что здесь совершенно на полном серьезе его не узнала и вычислила только, пардон, по лопате :)))) И, главное, ладно бы костюм с гримом, но все - движения, речь, мимика... Просто браво, это чудо перевоплощения!
Простите, не могу не показать фото, пусть и с поклонов (и ракурс, конечно, оставляет желать - но уж какой получился):
Фото мое
Ну и поклоны, которые в этот раз целиком, увы, не поместились в кадр :)
Фото такое плохое, что сразу ясно - мое :)