В воскресение мы с Ульяной побывали на
выставке гравюр Дюрера. Надо сказать, что я-то не большой знаток творчества Дюрера (прямо скажем, никакой я не знаток), но раз выставка идет и Ульяна считает, что нужно смотреть - таки нужно! :)
Еще до собственно гравюр очень порадовала организация пространства: золотые коридоры и перегородки, в разные цвета выкрашенные и оригинально оформленные залы - ходить-бродить удобно и приятно, такое особое пространство со своей атмосферой...
Ну и, видимо, для воссоздания атмосферы средневекового Нюрнберга, где работал мастер, в залах выставки можно увидеть и редкие книги, монеты, распятия, мебель и рыцарские латы.
Наконец, надо уже и о гравюрах, да? :)
Из вики: "Изображение в искусстве гравюры получается в результате оттиска на бумагу (в зеркальном виде) с печатной формы - «доски» из металла (меди, стали, железа, цинка), дерева (ксилогра́фия) или линолеума (линогравю́ра) и даже из картона (гравюра на картоне) или стекла (фторофорт) с нанесённым на такую форму (в полиграфии - матрицу) углублённым (награвированным) рисунком. Одной из главных особенностей гравюры как разновидности станкóвого искусства является то, что оригинальным произведением является не награвированная художником печатная форма («доска»), а оттиск на бумагу, несмотря на тиражирование, составляющее вторую особенность искусства гравюры. Оттиск с печатной формы называют французским термином эстамп."
Дюрер работал как на меди, так и по дереву. В работах на меди более заметно внимание к деталям и выразительность. Выполнять рисунок на металле Дюрер не доверял помощникам, а делал сам.
Вообще этого художника сравнивают с Уорхолом, и не зря! Дюрер превратил гравюру в особый вид изобразительного искусства, хотя до него этот жанр считался чем-то несерьезным. Альбрехта определенно привлек потенциал гравюры - ее тиражность и относительная доступность производства. Уорхол же сделал то же с шелкографией. Оба художника умудрились превратить собственное имя в бренд. А еще Дюрер, одним из первых в истории германской традиции, обратился к жанру автопортрета. Автопортретов Дюрер создал достаточно, в том числе в совершенно нехарактерном ракурсе - в анфас, тогда как таким образом еще не было принято изображать обычных людей.
Рассматривать гравюры можно бесконечно - столько деталей! Если бы не большое количество посетителей, я бы с удовольствием зависла там на пару часов минимум, но увы.
На выставке можно увидеть как собственно гравюры, так и... подделки! Современники Дюрера прекрасно подделывали гравюры, указывая инициалы художника. Дюрер даже судился с "пиратами", но похоже, не преуспел :) Но сравнить оригинальные гравюры с подделками было интересно. Например, итальянец Маркантонио Раймонди полностью скопировал серию "Жизнь Марии"!
Вот, например:
И оригинал:
Почувствуйте разницу! :)
А вот одна из самых известных гравюр Дюрера, "Меланхолия"? Это же одна сплошная загадка!
"
Например, в правом верхнем углу - магический квадрат, 4 х 4. До Дюрера таких изображений в европейском искусстве не было. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также в каждой четверти равна 34 (в момент создания работы художнику было 43 года). Два средних числа в нижнем ряду указывают год - 1514. Два крайних числа в нижнем ряду соответствуют инициалам мастера." (с, информация из ГИМ)
Одним словом, время мы провели весьма интересно, а я ушла с выставки с твердым намерением почитать что-то про Дюрера. Кстати, он первый из европейских художников, написавший автобиографию! Везде первый :)