Вообще-то, я сезон моссоветовский для себя открыла рок-оперой 8-го числа, а на Ричарда у меня куплен билет на 20 сентября (премьера-премьера сегодня, то есть 13го, но тут я просто поздно спохватилась и билетом разжиться не успела). Однако совершенно внезапно оказалась приглашена на прогон 12го числа, и... пошла, естественно! Нельзя же упустить такой случай! :)
Это уже не первый прогон для СМИ и приглашенных зрителей, насколько я знаю, но последний перед премьерой, так что нам достался полноценный спектакль, поклоны и все, что полагается, без накладок. Итак, Ричард III. Режиссер спектакля Нина Чусова, а у меня с ней отношения сложные - какие-то спектакли очень симпатичны, а какие-то категорически нет, вплоть до "хоть в антракте уходи". Однако театру Моссовета и Шекспиру я доверяю, так что... :)
Как все, наверное, знают, "Ричард III" - о войне Алой и Белой розы, "взгляд изнутри", так сказать. Сюжет в общем всем известен. так что открыть какие-то сюжетные ходы не опасаюсь )
Сразу по спектаклю в общем - мне лично понравилось. С удовольствием посмотрю еще и 20го, а может и повторю еще позже, ибо оно очень даже удалось. Сразу покорила сценография, наконец-то не повторяющая концепции прошлых моссоветовских спектаклей (а то некоторые здесь как под копирку сделаны, на мой взгляд). Здесь же все продумано и создано именно для этой постановки. Шикарная опускающаяся люстра, мобильные декорации, трансформирующие объем сцены и превращающие ее, согласно пьесе, то в зал дворца, то тюрьму, то что-то еще; лестница "в никуда", да много всего. Вкупе с видео проекциями (очень классно использованными) все это создает совершенное пространство спектакля.
Фото с сайта театра
Возможно, ошибаюсь, но кажется, что со сценографом Владимиром Ерешко театр Моссовета впервые работает. Надеюсь, не последний. Отдельно хочется восхититься светом (Лена Перельман)! Сложный, точный, идеальный. На мой дилетантский взгляд, конечно же, но видали мы разные спектакли с разным уровнем этого самого света. Так вот, восхищаться хочется не всегда, мягко говоря.
К костюмам у меня есть некоторые вопросы. Они не исторические вовсе, и это нормально и полностью соответствует идее. Сами по себе, как проект, костюмы хороши, а отдельные элементы даже хочется рассматривать долго и с удовольствием: мантию Эдуарда IV, наряд юного Эдуарда V, еще что-то. И есть ощущение, что для каждого персонажа костюм продуман очень-очень и вполне отражает сущность героя (один Эдуард IV чего стоит в своей мантии, из-под которой видны не то семейные трусы, не то панталоны веселой расцветочки. Но все же... вот, например, к чему у Риверса на костюме строчка Битлз "All you need is love"? Ну англия, да, узнали, улыбнулись, но зачем? Есть какое-то второе дно, что-то связывающее Риверса с Битлами? Или просто хотелось что-то английское ему всучить, ибо в остальном костюм один из наименее выразительных? Обувь леди Анны тоже удивила. Но это какие-то нюансы, в целом все очень даже.
Спектакль достаточно близко к тексту идет, насколько я помню, тем интереснее контраст между Шекспиром и современным антуражем. Можно сказать, что все здесь, к моей радости, играют от души, насколько позволяют тексты, конечно. Страдают, сомневаются, испытывают алчность, азарт, страх, жаждут любви или богатства. Состав подобрался на удивление прекрасный:
Король Эдуард IV - Сергей Виноградов
Ричард - Александр Домогаров
Кларенс - Марк Вдовин
Королева Елизавета - Екатерина Гусева
Герцогиня Йоркская - Ольга Остроумова
Леди Анна - Юлия Хлынина
Бекингем - Валерий Яременко
Хестингс - Дмитрий Журавлев
Стенли - Дмитрий Щербина
Епископ - Виктор Гордеев
Тиррел - Дмитрий Подадаев
Кетсби - Антон Аносов
Риверс - Дмитрий Федоров
Ричмонд -Павел Усачев
Брекенбери - Вячеслав Бутенко
Придворная дама - Лилия Волкова
Придворный шут - Александр Емельянов
Принц Уэльский - Евгений Гурьянов
Герцог Йоркский - Максим Панчин
Елизавета - Рената Исмагилова
Приятно поразил Александр Домогаров. Я его /совершенно необъяснимо, надо сказать/ недолюбливаю, так что готовилась терпеть, однако смотрела с немалым удовольствием. Ричард оказался очень и очень неплох, хоть и не до конца понятен.
Фото с сайта театра
Немного не сходились для меня концы с концами: то, что ощущал Ричард в исполнении Домогарова, не всегда соотносилось с тем, что он делал. Возможно, что-то было все же по тексту сокращено и подобный эффект из-за этого, но все же. Вот например, понятно, что Ричард не ценит своих сторонников и насквозь видит их помыслы, но отчего он не дал Бекингему графства (и даже не продолжал обещать!), тем самым явно не просто лишившись сторонника, но и приобретая врага? Кажется, он и сам не понимает, с чего упирается и "лезет в бутылку", прямо таки вынуждая Бекингема начать играть за другую команду. Там много таких эпизодов, на самом деле. Ричард, конечно, сложен, но хотелось бы его видеть чуть более цельным и эмоциональным. В конце концов, сам-то он (Ричард) каждую минуту должен верить и прочувствовать то, что делает!
Раз уж упомянула, не могу не отметить Бекингема (Валерий Яременко). Вот уж кто хорош, и мы отлично видим все метаморфозы, метания и ужас осознания фатальной ошибки в конце. А как он ведет "предвыборную компанию", убеждая народ, что лучший для них король - Ричард! :)
Фото с сайта театра
Совершенно шикарен шут в исполнении Александра Емельянова. Это единственный поющий персонаж, и как поющий! Костюмы шута отдельный момент, но вообще, здорово :)
Фото с сайта театра
Глубиной чувств поразила Екатерина Гусева в роли королевы Елизаветы. Просто браво.
Фото с сайта театра
Буду, пожалуй, заканчивать, иначе начну писать хвалебные слова в адрес каждого актера. Если что, продолжу после спектакля 20го :)
Очень рада, что в театре Моссовета появился этот спектакль, желаю ему долгих лет и полных залов, ибо спектакль того заслуживает!
Напоследок наши поклоны.
Фото мое