Вчера удалось побывать на спектакле "
Иисус Христос - суперзвезда" Санкт-Петербургского театра "
Рок-опера".
Эту историю я давно и нежно люблю, множество раз смотрела постановку театра Моссовета, когда-то давно - постановку театра Стаса Намина и, конечно, фильм тоже почти наизусть. Так что познакомиться с еще одной версией рок-оперы, да еще премьера которой случилась пусть несколькими месяцами, но раньше моссоветовской, - это ну очень, очень интересно. Отзывы я заранее намеренно старалась не читать.
Итак... Конечно, с точки зрения вокала, музыки (Уэббер же), постановки света спектакль превосходен. Однако что-то мне подсказывает, что хвалят его много, так что я позволю себе не только хвалить, но и обозначить то, что у меня лично вызвало вопросы.
Ну, про загадочное несовпадение названия рок-оперы с именем персонажа, наверное, все уже знают. но все равно забавно, когда в "Иисус Христос - суперзвезда" нет ни Иисуса, ни Христа, ни суперзвезды - есть Джудас, Крайст и суперстар. Ну и остальные герои тоже зовутся на английский манер. Хотя, если я правильно расслышала, Петра и Иоанна чаша сия миновала, они остались при своих именах. В чем тут идея создателей я не поняла, но слышать такое неожиданно, надо сказать.
Еще этот спектакль очень оригинально (и весьма практично!) решен: здесь обходятся без декораций (лишь один пандус), без реквизита (есть чаша и два копья), без Савла и даже без Симона Зилота. Неожиданно, когда именно этот спектакль обходится и без креста, и без веревки... Практически все оформление спектакля создается светом. Вот что здесь абсолютно, совершенно прекрасно - так это работа художника по свету (Андрей Лукашов по программке) и всех световиков. В любой момент спектакля можно /было бы/ делать фото и они были бы идеальны! Особое спасибо за свет на поклонах - практически первый раз у меня все фотографии поклонов, сделанные на телефон, удались! :)
Фото мое
Очень интересно, что наиболее продуманные и полные костюмы - не у главных героев. Кайафа, Анна и Пилат здесь самые "одетые". Ну, еще Ирод - не так богато одет, как первосвященники, но все же узнаваем. Джизус и Джудас вместе с Мэри при этом никак особо из толпы не выделяются. Более того - из этой довольно таки однородной толпы по ходу истории выделяются те, кто нужен по сюжету: стражники, Петр, жрецы и фарисеи. Интересно все же, что в этой версии персонаж Симон Зилот слит с Петром, в программке же только Петр - хотя поет за двоих. С одной стороны, такое решение понятно: богачи одеты, толпа - в лохмотьях. Но с другой это несколько мешает воспринимать происходящее да и угадывать героев, чего уж. Хорошо тем, кто знает всю историю и тексты наизусть, а кто нет?
Интересно, что мое восприятие текста арий на слух совершенно не совпадает с описанием на сайте театра: "несмотря на абсолютную эквиритмичность и, большей частью, полное совпадение русского и оригинального текстов, многие обороты в нём взяты из Евангелия почти дословно!" (с) Возможно, многие обороты и взяты из Евангелия, но слышится это как отсутствие рифмы и несовпадение с ритмом очень часто. По части совпадения смыслового с оригинальным текстом ничего не скажу, но мне милее, конечно, перевод более... поэтически-художественный, нежели чем дословный. Впрочем, возможно, что меня (как и мою спутницу) подводит знание других вариантов либретто - и русского, и оригинального. Когда в голове звучат одни слова, а поют совсем другие - ну, вы понимаете :)
Ну и, наконец, собственно к истории. Она сокращена и по сравнению с оригинальной версией (если подразумевать фильм), и по сравнению с моссоветовской версией. Самое неожиданное, конечно, это отсутствие заключительной арии "Сверхзвезда". Зал вообще, кажется, не понял, что уже конец спектакля! Кроме тех, конечно, кто этот спектакль знает уже (а таких в зале было немало, как мне показалось). Окончание истории не совсем понятно - то ли Джизус, облачившийся в белые одежды, вознесся, то ли воскрес, то ли что. Джудасу тоже никаких шансов не дали как-то проявиться после самоубийства. Вообще в этой версии, на мой взгляд, весьма упрощены все персонажи. Что там они себе думают, почему поступают так или иначе, почему _не_ поступают - не вполне понятно. Как Джизус относился к Мэри, как Джудас к Джизусу и наоборот, о чем сожалел Джудас, чего желал? То, что Джизус понимает, что путь его предопределен и вместе с тем страшно боится предстоящего - это понятно и видно. Но это, практически, всё. Очевидно, что в два часа (и это время вместе с антрактом!) и с концепцией отсутствия части персонажей (и которые есть, существуют фактически как часть толпы) больше в спектакль и не впихнешь, но все равно ждешь большего. Или, скорее, привычного, ибо питерская версия рок-оперы своей схематичностью скорее отсылает нас к евангельским историям, нежели чем к американскому фильму (хотя пластикой определенно к фильму).
Конечно, не надо забывать, что постановке уже тридцать лет и для 1990 года это было, наверное, очень ново, смело и необычно: и отсутствие декораций, и такое решение с составом. Кстати, здесь все актеры, кажется, взаимозаменяемы, и один человек может играть в разных показах как Джизуса, так и Джудаса, Петра или Ирода. Или вот, например, как вам сочетание вариантов ролей Джудаса, Пилата, Кайафы, Анны и Ирода для одного исполнителя? Так что кто именно кого будет играть в каждом конкретном спектакле - та еще лотерея для зрителей :)
Для нас в 14:00 25 января играли:
Джизус Крайст - Александр Казьмин
Джудас - Вячеслав Ногин
Мэри - Анна Позднякова
Пилат - Вячеслав Штыпс
Кайафа - Роман Никитин
Анна - Александр Кавин
Петр - Ярослав Баярунас
Ирод - Вадим Рябушкин
Джизус прекрасен внешне и вокально. Жаль только, что хорошо его было слышно только в сольных ариях. Мы грешим на звуковиков, потому что когда пел хор, то заглушал все и вся, и это явно неправильно. А голос ведь хорош, и именно для рока. Увы, не нашла фото Александра в этой роли - у него была премьера :)
Всегда хорошо слышно было Джудаса и Пилата. Вот уж оба хороши, и сказать нечего больше.
Фото из
инстаграм театра Совершенно поразили нас пара Кайафа и Анна! Шикарные голоса! Какой бас у Кайафы! Да и внешне внушителен :)
Фото из
инстаграм театра Ирод удался тоже, зажигательно :)
Фото из
инстаграм театра Мэри - очень красивый голос.
Фото из
инстаграм театра Петр оказался достаточно ярким персонажем, во многом, подозреваю, благодаря исполнению Ярослава Баярунаса. Интересно было бы посмотреть Ярослава в роли Джизуса или Джудаса, но увы.
Фото из
инстаграм театра В заключение хочется сказать о... сопровождении спектакля, которое не всегда бывает так хорошо, как здесь. Во-первых, есть программки с заботливо отмеченным составом. Во-вторых, в качестве сувениров продавали совершенно замечательные авторские открытки по спектаклю! Мы не удержались и парочку прикупили :)
Фото из
инстаграм театра Напоследок спасибо огромное за приглашение
moscultura (
Москультура) и лично
tushinetc!