В понедельник (разумеется, благодаря
moskva_lublu ) удалось побывать на «
Tango del Norte», режиссера В. Матийченко. Спектакль показывают в Москве в рамках гастролей
Сургутского музыкально-драматического театра.
Если честно, я соблазнилась "пластическим спектаклем" и "танго", полагая, что увижу нечто танцевальное, яркое и красивое. Если повезет, то и с сюжетом, но это не главное. Увы, я ошиблась по всем статьям. Хотя... не по всем - сюжета, действительно, как такового не было. Была лишь концепция: "...ОНА - триедина. ОНА есть в прошлом. ОНА есть в настоящем. ОНА может быть в будущем? ОН... Простится с прошлым? Останется в настоящем? Или все-таки обретет будущее?" (цитата, из программки спектакля)
Но вот танцев как таковых не было - собственно танго случилось только в конце всего, а на протяжении спектакля (почти два часа в одном действии) нам по крохам выдавали отдельные элементы танца, тщательно запрятанные в какую-то возню и мельтешение на сцене. Яркости тоже не хватило - сцена без декораций, темная, костюмы тоже в тусклой темной гамме, да и силуэты... неэстетичные. Мужчины в трениках, носках и мешковатых свитерах, дамы в растянутых чулках, подвязанных белыми резинками из трусов. Собственно, мысль "Оставь надежду, всяк сюда входящий" (с) нам преподнесли сразу, решительно вытащив со сцены рояль, на котором в то время играл музыкант. С этого начался спектакь - нет света, нет любви, нет искусства, нет музыки, нет идеи. Чего ни хватишься - ничего нет...
Фото с сайта театра
Мне, честно говоря, не очень понятно, почему суровый северный колорит выражается через темное, некрасивое и немузыкальное даже (один скрип прошлого чего стоит!!! А нестройный стук на протяжении долгих минут?...). Это концепция такая, очевидно. Но для меня лично эта постановка стала излишне концептуальной. Провести два часа, разгадывая, "что хотел сказать автор" - слишком неожиданно для пластического спектакля, на мой вкус.
Действие местами весьма затянутое - например, когда все стучат по полу кто во что горазд - нестройно, но настырно и долго. Когда долго и упорно скрипит Прошлое - о чем, почему?... Когда герои начинают переодеваться - мужчины снимают ботинки, носки... И все это не спеша. Очень много каких-то действий на сцене, не обусловленных ничем, по крайней мере, на первый взгляд.
Фото из группы театра в ВК
Кроме того, от пластического спектакля, да еще "про танго", ожидаешь работы классных танцоров. Ну, то есть когда танцы дают в драматическом театре, то ты ждешь либо превосходную драматическую составляющую, но "хромающие" танцы (и это понятно - актеры-то драматические, не профессиональные танцоры), или высококлассных танцев с "подвисающей" драмой (и ты думаешь, что выбирали из труппы актеров по способности к танцам, и это вполне оправдано). В Северном же танго, увы, нет впечатления, что танцы на пять с плюсом. Собственно, классно танцует только Кристина Кожина. У остальных превосходно со сцендвижением и общей физической подготовкой, но при этом довольно посредственно (насколько я вижу) с танцами. Не синхрон, не чистые движения - просто танцующие драматические актеры, ок (хотя театр-то музыкально-драматический...). Но тут дело усугубляется тем, что и играть-то актерам особо нечего - все ушло в концепцию, цельных образов нет, характеров как таковых нет, последовательного сюжета нет. "Эмоцию дают", и то весьма схематично - в рамках, заданных пластикой спектакля. Вот тут прямо таки жаль - видно, что актеры стараются, выкладываются... Вот героиня ходит и расталкивает остальных, мирно сидящих/стощих. Она зла, очень зла, злость аж брызжет и переливается через край. Но это абсолютно не поддерживается и не оправдывается контекстом. На фоне совершенно апатичных, безучастных людей на сцене - вообще необъяснимо. Вот Будущее, сжавшись в комочек, напевает какую-то светлую мелодию. Большинству на сцене все равно, кто-то подходит и зло обрывает это "светлое будущее". Вообще злобы и агрессии на сцене много, причем по большей части женской - мужчины совсем пассивны, если не сказать определеннее. Персонажи толкаются, дерутся, дергают друг друга, избивают (и ногами, ага), валяют по сцене. Я честный старательный зритель, но мне какой-то минимальной хотя бы подводки не хватило - что это, зачем, отчего? Нет, ну нафантазировать можно много, складно и даже пофилософствовать - но это и без спектакля можно, в общем-то, было бы желание. В театр-то мы идем за погружением в постановку, за сопереживанием, за пониманием чего-то о режиссере, или персонажах, или о жизни, за поиском чего-то в себе и за возможностью что-то новое или неожиданное обдумать, что-то узнать, что-то обсудить потом. И за удовольствием, конечно - и за удовольствием от этого процесса погружения/поиска/осмысления, и за чисто эстетическим удовольствием от наблюдения за происходящим на сцене. Здесь же...
Кстати, отдельное мое слово тем, кто ставил свет. Я понимаю, что сцена чужая и, возможно, все должно быть как-то по-другому. Но товарищи, когда вы выставляете свет, направленный на зал - проверяйте, как оно получается. Пожалуйста. Здесь прожекторы слепили настолько, что глазам было больно. Причем прием этот, с прожекторами, повторялся на протяжении спектакля регулярно - не успеешь зажмуриться и следующую минуту смотришь только "черные круги", и то сквозь слезы.
Впрочем, были и явно удачные моменты. Огромное человеческое спасибо за оркестрик - их музыка прямо таки спасала (жаль, что ее мало), и музыканты были нормально одеты (а кто-то из молодых людей даже улыбался!).
Потрясающие голоса у девушек! Вообще, хотелось, чтобы больше пели, ибо это прекрасно! а вот шипеть бы не нужно, на редкость неприятный звук.
Еще раз упомяну Кристину Кожину - Танец!
Очень разрядил обстановку чаплиновский "танец с булочками" - правда, северяне вместо булочек использовали огурцы из трехлитровых банок :)))
Интересное решение и выпустить актеров в зал - они сели и смотрели на сцену некоторое время вместе со зрителями.
Да, для нас играли:
Cудьба - Кристина Кожина
Он - Иван Любавин
Она (Прошлое) - Татьяна Балабанова
(Настоящее) - Александра Кехтер
(Будущее) - Ирина Громцева
Жители - Виталий Васин, Сергей Дороженко, Диана Катеруша, Дмитрий Кожин, Ксения Лахмистрова, Никита Люшненко, Евгений Ляшев, Таисия Слепцова, Юлия Тюкалова, Юлия Уткина
Музыканты - Леонид Гашев, Алексей Викулов, Ксения Викулова, Павел Литвинцев, Артем Макаров
Кстати, после Tango del Norte мне действительно хорошо думалось, но в ключе "что же это было?", а это немного не тот эффект, которого я ждала. Больше всего мне это все напомнило... Знаете, если бы "Всюду жизнь" ставил бы рьяный последователь Коляды, причем "пересолил" мхатовскими паузами и ради пущего эффекта убрал почти всю музыку из спектакля - вот такое у меня ощущение осталось. Примерно. Почему нестоличные режиссеры так склонны к "колядованию"? Из-за небольших бюжетов? Конечно, тренировочные, свитера и носки добыть куда проще, чем какие-то сложные, "костюмные" или национальные, или еще какие одежды. Из-за мыслей еще до создания постановки о том, как ее потом вывозить на гастроли? Тоже, пожалуй, оправдано - сколько мы знаем шикарных, но фактически невыездных постановок, или тех, что требуют колоссальных усилий для вывоза на гастроли и при этом весьма жесткие требования к принимающим сценам? Здесь же весь реквизит можно вести с собой (тазики и музыкальные инструменты - кроме пианино, пожалуй), "спецэффекты" в виде высыпания пенопластового "снега" на головы друг другу устраивают сами актеры, цветные фильтр в прожекторах тоже они сами меняют, переодеваются тоже сами, не привлекая костюмеров, - это определенно удобно... Или из-за невозможности отрешиться от девяностых, когда темнота, чернота и минимализм были новыми относительно и уж точно модными приемами? Так вроде уже давно не...
Фото из группы театра в ВК
Одним словом, спектакль сложно-концептуальный, за танцами на него идти не следует. Впрочем, за какой-то понятной историей тоже не стоит. Однако же в зале на поклонах были и крики "браво" и зрители, вручающие букеты актерам - то есть спектакль-то, не плохой. Просто "не для всех", видимо. Единственное, что я теперь знаю - что хотела бы посмотреть еще какую-нибудь постановку Сургутского музыкально-драматического театра. Причем в идеале, конечно, не гастрольную, "домашнюю". Заинтриговали.
Напоследок "наши" поклоны и спасибо
moskva_lublu и лично
pamsik за возможность получить новый опыт и познакомиться с еще одним театром!