День победы. Сбылась моя мечта

May 09, 2018 04:00



Восемь лет назад, когда я занималась поиском в Интернете каких-либо сведений о моем деде, погибшем в январе 1942 года, только-только появился сайт Мемориал и начал наполняться сайт Подвиг народа. Как раз в тот период они дошли до 1942 года. Там я и обнаружила наградной лист с описанием подвигов деда и название ордена, к которому он был представлен.

Вся такая одухотворенная и удовлетворенная своими находками, я вдруг вспомнила, что папин брат тоже погиб на войне. Но, в отличие от деда, никакими сведениями о нем, кроме ФИО, мы не располагаем. Я набрала  в поиске Мемориала его ФИО и мне выдали и лист сведений о безвозвратных потерях с указанием даты гибели и места захоронения, и даже фотографию места захоронения - братскую могилу в деревне Уща-река Псковской области.

Вот тогда и появилась у меня мечта съездить туда.В память об отце, который тоже мечтал съездить туда, но так и не получилось. Когда-то в 90-х в заводской газете (на Машиностроительном заводе работали все братья Антиповы) появилась информация о погибших заводчанах. Там был упомянут и дядя Иван и указано место его захоронения. Отец очень хотел съездить поискать, навестить. Но мама его просто не отпустила. Время было неспокойное, бандитское, за рубль могли убить.

И вот 28 апреля сего года мы с мужем собрались в поездку. 500 км от Питера к границе с Белоруссией в Невельский район Псковской области. Всю дорогу погода менялась: тучки, солнце, ливень. А мы ехали все дальше и дальше на юг. Зазеленели деревья, в лесах запестрели цветочки: голубые, белые, желтые. За 40 км до пункта назначения был сильный ливень. Ну вот мы и доехали. Солнце. Видим указатель.



А он  вещает, что нам еще налево в лес 5 км.



Поворачиваем согласно указателю налево.



Лесная дорога.



На вид ничего страшного. Довольно таки утрамбована.



Упс! Чем дальше в лес, тем больше таких ям. Эта была самой выдающейся.



Но наш внедорожник справился на отлично!



Медленно едем и смотрим на лес вокруг. О, сплошной "валежник", который разрешили собирать, но пока никто не торопится.



Никогда такого не видела.





Я все смотрела, когда же покажется конечный пункт нашего путешествия. Сквозь деревья увидела красный кирпичный дом, знакомый по снимкам этого места, найденным в Интернете. И вот дорога вывела нас на поляну. Деревня (была когда-то) Уща-река.



Открываю калитку и с трепетом направляюсь к мемориалу.



На черном мраморе вижу родную фамилию: Антипов Иван Андреевич.



Кладем привезенный венок.







Мемориал новехонький. Наверно к 70-ти летию Победы обустроили.  А в Интернете нашлись фотографии, сделанные в 2004 году. Тогда мемориал представлял собой обелиск со звездой, поставленный в 1956 году и несколько отдельных захоронений. Сама братская могила и была создана в то время. Тогда по окрестностям "собирали" из отдельных могил, разбросанных по лесам, солдатиков, и перезахоранивали в одну большую. Так было и в Сычевском районе, где погиб дедушка, и здесь. В данной братской могиле лежит 417 человек, погибших  в период 23.12.1942 - 7.11.1944.

По документам дядя Иван был захоронен в лесу вблизи деревни Урыча, которой уже нет. Это по карте 20-30 км от Ущи-реки.





На ограде заметили отдельную доску. Видно так же, как и я, кто-то нашел своего родственника. Теперь мечтаю и я для своего дяди сделать и повесить такую же.





Осматриваем окрестности. От захоронения вдоль дома идет дорога, покрытая зеленым мхом. Вдоль лороги растут вековые липы, ветви которых также обросли мхом. Если лес кругом относительно молодой, то липы уж точно свидетели того страшного военного времени.









Дорога приводит нас к реке Уща, через которую перекинут мост.



Но пройти по нему на другой берег не удастся.



Собственно сама река Уща и я.



Красный кирпичный дом возвышается над рекой, у которой здесь высокие берега.





Кругом никого, звенящая тишина. Но дом обживают. Вконтакте нашла отчет путешественников по этой местности:

"Перед поселением с названием Уща-Река пойма пропадает, берега повышаются, течение резко возрастает, появляются камни и каменистые мели, валуны. На берегу реки стоит приметный старинный кирпичный дом. Большой, двухэтажный, прекрасной кладки, с кронштейнами входных козырьков художественной ковки, на крутом и высоком лесном берегу он выглядит одиноко и странно. Через речку здесь переброшен узкий пешеходный мосток, на остатках водяной мельницы под ним бурлит вода. Дом обитаем: удивительно, но по реституции владение перешло к внуку бывшего владельца. Последнему, репрессированному, принадлежал не только дом, но и мельница, а также находившийся здесь же кирпичный заводик. Нынешний хозяин содержит пасеку, предлагает на продажу мед и с гордостью демонстрирует образцы отменного кирпича с клеймом деда-заводчика. Качество его в доказательствах не нуждается - стоит лишь взглянуть на прекрасно сохранившееся здание. Рядом с домом находится небольшое по площади, но крупное захоронение советских бойцов: на обелиске не одна сотня фамилий." (с).

Осматриваем окрестности.



В одном из сарайчиков, с виду похожего на туалет, видим убранные наверно на зиму прошлогодние или позапрошлогодние корзинки и венки.



Через час мы уезжаем.



Дорога снова уводит нас в лес.



Три старых фотографии. Первая 1941 года, вторая 1945, третья 1950. Три брата. Всем на фотографиях по 20 лет. Самый младший, справа - мой папа. Старший - Иван, слева, погиб в 1943, в середине Илья. Папу и дядю Илью каждый год навещаю на нашем Ново-Сормовском кладбище. Лежат недалеко друг от друга, хотя умерли с 20-летней разницей. И вот я наконец-то навестила и дядю Ивана.



9 мая, дядя Иван

Previous post Next post
Up