Надо признать, что мы плохо знакомы с окрестностями города, в котором живем. Рядом с нами находятся в запустении настоящие царские дворцы, куда сейчас не водят экскурсии.
Например, что мы знаем о Ропше? Многие в лучшем случае слышали, что это посёлок в Ленинградской области и что он когда-то принадлежал династии Романовых. А что там находился замечательный дворцово-парковый ансамбль, над созданием которого трудились замечательные архитекторы, скульпторы, мастера парковых дел, мало кто знает.
С начала XVIII века Ропша вошла в состав Петербургской губернии. Отвоевав в ходе Северной войны Ингерманландию и раздав эти земли своим приближенным, Петр I оставил за собой Стрельну, Петергоф и Ропшу. В отличие от двух первых, стоявших на берегу Финского залива, где он задумал создать грандиозные ансамбли, в Ропше Петр I устроил небольшую усадьбу.
В 1714 году Петр I подарил Ропшу начальнику сыскного Преображенского приказа князю-кесарю Федору Юрьевичу Ромодановскому. В Ропше при Ромодановском содержались государственные преступники. После смерти князя-кесаря Ропша перешла к его сыну Ивану Ромодановскому, который в 20-х годах XVIII века выделил усадьбу в приданое своей дочери Екатерине, вышедшей замуж за Михаила Головкина - сына первого российского канцлера и президента Коллегии иностранных дел.
При М. Головкине недалеко от деревянного петровского дворца появился большой каменный дворец с регулярным парком и прудами.
Новая страничка в истории Ропши открылась с воцарением на престоле императрицы Елизаветы Петровны. В 1741 году М. Головкин, как противник вступившей на трон императрицы Елизаветы Петровны , был сослан в Сибирь, а Елизавета Петровна избрала Ропшу местом своей загородной резиденции и приказала "во оном селе Ропше каменный дом увеличить и к прежним палатам по обе стороны приделать ещё палаты". Работы по перестройке были поручены Ф.-Б. Растрелли.
По замыслу Растрелли дом Головкина был основательно перестроен - расширен и удлинен. По композиции он стал напоминать Большой дворец в Петергофе. В центральном корпусе без изменения был оставлен только один парадный двусветный Голубой зал. К центральному объему пристроили по сторонам еще два корпуса, а к ним - одноэтажные галереи, заканчивающиеся высокими павильонами. Дворец получил выразительный ступенчатый силуэт.
Незадолго до кончины Елизавета Петровна подарила Ропшу наследнику престола великому князю Петру Федоровичу, будущему императору Петру III. Там прошли последние дни его жизни. Великий князь Петр Федорович вместе со своей супругой Екатериной Алексеевной иногда наезжали в Ропшу на охоту.
И именно туда, в Ропшинский дворец, под усиленным конвоем был доставлен низложенный император Петр III. Дальнейшая его судьба сложилась трагически. Екатерина понимала, что, если Петр останется в живых, она никогда не сможет быть спокойной за себя и свою власть. Некоторые историки полагают, что Екатерина сама дала указание убить узника, по мнению других, её сторонники просто угадали желание своей госпожи.
Бережно всю жизнь Екатерина II хранила записку Орлова: "Матушка, его нет на свете. Но никто сего не думал и как нам задумать поднять руки на Государя!.. Сами не помним, что делали, но все до единого виноваты, достойны казни". Именно эта записка была единственным оправданием перед сыном Павлом в том, что она не отдавала приказа лишать жизни его отца.
Активным участником заговора был не только Алексей Орлов, но и его брат Григорий, фаворит Екатерины. В 1764 году императрица пожаловала "мызу Ропшу с принадлежностями генерал-поручику графу Григорию Орлову в вечное потомственное владение".
Ропша во время владения Орловым приходила во все большее запустение. В конце XVIIIвека, будучи еще наследником престола, великий князь Павел Петрович решил возродить ропшинское имение в память об убитом там отце. Но чтобы избежать гнева матери, он сделал это через подставного владельца - придворного ростовщика и ювелира Ивана Лазарева (Ованеса Лазаряна).
В 1795 году Лазарев купил Ропшу у родственников умершего Орлова всего за 12 тысяч рублей. На приведение имения в порядок он затратил, не жалея денег, 300 тыс. рублей. В феврале 1801 года Лазарев продал поместье Павлу I в блестящем состоянии за 400 тыс. рублей, за что был пожалован в кавалеры Мальтийского ордена. Однако император недолго владел Ропшей. Как известно, через несколько дней после покупки его постигла участь отца - его убили в Михайловском замке.
До 1917 года Ропша продолжала быть императорской усадьбой. За парком и строениями велся тщательный уход.
Фото 1900-1910 г.г.
Члены императорской фамилии в Ропше. 1899 г.
На лестнице Ропшинского дворца великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Императрица Александра Федоровна. 1908 г.
После революции 1917 года в Ропшинском дворце располагался санаторий. Здание перестроили ещё раз, удлинив второй этаж на три окна, что исказило прежний силуэт.
Во время Великой Отечественной войны в Ропше стояли немцы. Дворец они превратили в госпиталь. При отступлении части Вермахта разграбили и подожгли дворец. Серьезно пострадал и дворцовый парк, который был изрыт траншеями и заминирован. В январе 1944 года посёлок был освобожден воинами 131-ой стрелковой дивизии.
Фото 1943 или 1944 г.г.
В послевоенное время он был снаружи восстановлен. На территории усадьбы разместилась летная войсковая часть. В здании дворца находился штаб. В этот период дворцово-парковый ансамбль поддерживался в хорошем состоянии.
Фото между 1967-1975 г.г.
Затем во дворце разместился Отдельный батальон химической защиты Ленинградского военного округа. Дворец, парк и дополнительные пристройки продолжали восстанавливаться. Во дворце располагался Клуб части.
Фото 1974 г.
Войсковая часть покинула дворец приблизительно в 1977-1978 году. При этом были сняты полы, двери и все, что можно было снять. В 1979 году дворец стоял с окнами, забитыми железными листами. В 1985 году (приблизительно) дворец был передан на баланс Ломоносовской птицефабрике. Там планировалось построить санаторий на 500 птичниц. Начались реставрационные работы, которые прервал пожар, случившийся в 1990 году.
В конце 1980-х - начале 1990-х в здании произошла серия пожаров, сильно повредивших дворец. Полностью выгорел 2-й этаж,
обрушились перекрытия, рухнула крыша, и частично обрушились стены, а конюшня и флигеля были разграблены мародерами. Деревянные леса, которые воздвигли в начале 90-х для поддержания стен и фасада, рухнули в начале 2010 года, крыши как таковой давно уже нет, часть стен исписана, часть обрушилась. Кое-где сохранились остатки лепнины. Парк запущен и замусорен, малые пруды плавно превращаются в болота.
Вот такая невеселая и печальная история Ропшинского дворца. А теперь я предлагаю прогуляться по нему и посмотреть, что же сейчас там твориться.
Поднимемся по парадной лестнице
и заглянем вовнутрь.
Вот он парадный двусветный голубой зал. Растут деревья и нет крыши.
В центре зала экскурсовод отвечает на вопросы экскурсантов.
Осмотримся и полазим вокруг.
Всюду валяются сгоревшие балки перекрытий.
Поднимемся на второй этаж. Экскурсовод предлагает быть очень осторожными. Всё захламлено, может что и на голову упасть.
На втором этаже растут деревья.
А что им мешает? Крыши же нет.
Торчат никому ненужные печные трубы
Ну хватит, спускаемся. Осторожно!!!
Выходим из дворца и видим прямо у крыльца те самые леса, которые рухнули ещё в 2010 году.
Выходим из дворца.
Перед нами то, что когда-то было нижним парком.
В траве валяется обломок баллюстрады.
Проходим мимо разрушенной галереи.
Идем к автобусу, а кругом мусор, мусор и неизменные обитатели таких мест - собаки.
Но я не сводила вас еще в подвалы дворца.
Продолжение следует.