«Агитатор, горлан, главарь!» Кто это? Правильно! Владимир Маяковский.
Этот образ прочно закрепился в нашем сознании наряду с «широкими штанинами» и «буржуем, жующим ананасы и рябчиков». Но это не совсем так. Я сама после школы, мягко говоря, не понимала творчества Маяковского. ..
В институте литературу рубежа 19-20 веков нам читала совершенно изумительная преподавательница! Она открыла нам, закончившим советскую школу, совершенно другого Маяковского.
«У каждого поэта своя драма…» - писала Анна Ахматова. Есть она и у Маяковского. Да, Владимир Маяковский во имя революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. Да, многие думают, что стихи Маяковского надо кричать, надрывая голосовые связки. Не спорю, у него есть стихи про революцию и Ленина, стихи для «площадей».
Но! В ранних стихах поэта преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что Маяковский только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. А на самом деле он не такой. Наоборот, лирический герой ранней лирики Маяковского одинок и неприкаян. Душа его жаждет дружбы, любви, понимания.
Именно такого Владимира Маяковского, лиричного, ранимого, обнажающего в своих стихах душу, я и люблю…
Я хочу обратить ваше внимание всего на два стихотворения из ранней лирики Владимира Маяковского. Но это достаточно, чтобы увидеть другого Маяковского…
Иллюстрация А. Г. Тышлера.
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ (1918г)
Били копыта,
Пели будто:
- Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
- Лошадь упала!
- Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь".
Может быть,
- старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
История лошади это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей "звериной тоске" и об умении преодолевать ее. Можно сказать, что плачущая лошадь - своеобразный поэтический двойник автора. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, измученный непониманием поэт находит силы встать и опять приняться за дело.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» - это призыв к нам, читателям, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, падать, вставать и идти вперед, во что бы то ни стало!
Иллюстрация Л.П. Дурасова
Самое мое любимое стихотворение Маяковского - «Послушайте!»
Это стихотворение - крик души поэта, обращение ко всем людям с надеждой найти хоть одного человека, думающего так же, как он…
ПОСЛУШАЙТЕ! (1914г.)
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Стихотворение «Послушайте!» можно назвать развернутой метафорой, которая имеет большой иносказательный смысл - «не хлебом единым жив человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки».
Вот такой он, другой Маяковский. И его
ранние стихи совсем другие, не те, которые всплывают в памяти при имени поэта.
Фото и иллюстрации
отсюда