Другой Маяковский

Feb 22, 2012 15:33




«Агитатор, горлан, главарь!» Кто это? Правильно! Владимир Маяковский.
Этот образ прочно закрепился в нашем сознании наряду  с «широкими штанинами» и «буржуем, жующим ананасы и  рябчиков». Но это не совсем так. Я сама после школы, мягко говоря, не понимала творчества Маяковского. ..


В институте литературу рубежа 19-20 веков нам читала совершенно изумительная преподавательница! Она открыла нам, закончившим советскую школу,  совершенно другого Маяковского.

«У каждого поэта своя драма…» - писала Анна Ахматова. Есть она и у  Маяковского.  Да, Владимир Маяковский во имя революции наступал на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату.  Да, многие думают, что стихи Маяковского надо кричать, надрывая голосовые  связки.  Не спорю, у  него есть стихи про революцию и Ленина, стихи  для «площадей».

Но! В ранних стихах поэта преобладают  интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что Маяковский только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. А на самом деле он не такой. Наоборот, лирический герой ранней лирики Маяковского одинок и неприкаян. Душа его жаждет дружбы, любви, понимания.  
Именно такого Владимира Маяковского, лиричного, ранимого, обнажающего в своих стихах душу, я и люблю…

Я хочу обратить ваше внимание всего на два стихотворения из ранней лирики Владимира Маяковского. Но это достаточно, чтобы увидеть другого Маяковского…



Иллюстрация А. Г. Тышлера.

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ (1918г)

Били копыта,

Пели будто:

- Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

- Лошадь упала!

- Упала лошадь! -

Смеялся Кузнецкий.

Лишь один я

голос свой не вмешивал в вой ему.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные...

Улица опрокинулась,

течет по-своему...

Подошел и вижу -

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти...

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

"Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте -

чего вы думаете, что вы их плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь".

Может быть,

- старая -

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось -

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

История лошади это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей "звериной тоске" и об умении преодолевать ее. Можно сказать, что плачущая лошадь - своеобразный поэтический двойник автора. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, измученный непониманием поэт находит силы встать и опять приняться за дело.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»  - это призыв к нам, читателям, не сдаваться ни при каких обстоятельствах, падать, вставать и идти вперед, во что бы то ни стало!



Иллюстрация Л.П. Дурасова

Самое мое любимое стихотворение Маяковского - «Послушайте!»

Это стихотворение - крик души поэта, обращение ко всем людям с надеждой найти хоть одного человека, думающего так же, как он…

ПОСЛУШАЙТЕ! (1914г.)

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Стихотворение «Послушайте!» можно назвать развернутой метафорой,  которая имеет  большой  иносказательный смысл -  «не хлебом единым жив человек». Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды -«жемчужины», а не звезды-«плевочки».

Вот такой он, другой Маяковский. И его  ранние стихи совсем другие, не те, которые всплывают в памяти при имени поэта.

Фото и иллюстрации отсюда

серебряный век, история литературы, Маяковский

Previous post Next post
Up