в одной из лекций по воспитанию детей были разобраны 4 разных психотипа. потому что воспитывать нужно, учитывая психотип твоего ребёнка, учитывая его сущность.
так вот. это совершенно ко всем людям относится. и намного легче и дружить, и строить отношения, и правильно воспринимать своё начальство, и вообще окружающий мир, когда ты имеешь понятие о тех самых психотипах. да и с собой становится в разы легче, потому что вдруг ты понимаешь, откуда ноги растут, и что тебе надо-то.))))
распишу здесь. и самой пригодится, и может вам будет интересно. своими словами, ок?
1ый психотип - сенситивный.
очень остро чувствуют других людей.
ему очень важно понять, что он чувствует!!
имеют склонность вечно жаловаться, чтобы выяснить свои чувства. им нужно сочувствие и понимание, и выслушать, чтобы они смогли увидеть позитивное.
такому ребёнку нужно больше времени на его эмоции, его не нужно торопить.
самое глупое, что можно сделать - это начать его веселить в такой момент, отвлекая от проблем. а самое важное - дать понять, что вам понятны его страдания. дать право на плохое настроение. дать право не общаться с другими детьми. и создать безопасные условия для общения. найти ему пару неактивных и неагрессивных детей, чтобы он общался с ними дома, на своей территории. в безопасности.
в итоге из таких людей получаются прекрасные психологи, священники и учителя.
самые для них важные навыки - научиться прощать и забывать.
а мы??? "ну что ты забился, ну иди к детям поиграй. не ной, нам нужно в садик одеваться, мы опаздываем."
2ой психотип - активный.
главная их потребность - действовать и достигать результаты!!
план!!! во всём нужен план. и чёткие границы. чёткое понимание - что можно, а что нет.
указать сроки, условия и детали. это армейский тип.
самое страшное для них наказание - "иди , поиграй во что-нибудь!" или "сядь, тихонько посиди вот тут". вместо этого лучше дайте чёткое задание. "пробеги 10 кругов вокруг остановки" - и 5 минут покоя вам обеспечены))))
ему нужны сильные уверенные родители, способные дать команду и план.
роль лидера раскрывает в нём самые лучшие качества. мучительно переживает покой.
они часто попадают "в истории", если боятся наказания или критики. нужно дать им право на ошибки. тогда они не оправдывают себя, а учатся. учатся на своих ошибках.
они любят всё вместе. "а давай сделаем", а давай вместе!
их утомляют долгие объяснения.очень сильно мотивируются достижениями и похвалой.
самое для них важное - никогда не критиковать их прилюдно, а защищать от нападок (например, объяснить педагогу в школе, что вашего ребёнка прилюдно критиковать нельзя.) критика - либо с глазу на глаз. либо жестами, мимикой, понятной только вам двоим.
если ему не дать стать лидером, он станет оппозицией.
из них получаются супер администраторы.
3ий - коммуникативный.
видеть, слышать, пробовать на вкус.
за всё берутся. ничего не заканчивают.
ненавидит рутину, злится, если надоело. нужно разнообразие, новая информация.
хаос - часть процесса обучения.
их любимая фраза "я забыл!"...
самая лучшая мотивация - перемены!
но избыточный поток информации ( много компьютера, телевизра) - для них разрушительно.
очень быстро налаживают контакты. очаровательны, и нравятся всем. уступчивы. из привязанности не глубоки. поверхностны, забывчивы и ненадёжны.
научить его убирать бесполезно. уберёт, а через 10 минут всё вернётся на круги своя. для них труднее всего именно поддерживать порядок.
добрый совет родителям - поменьше горизонтальных поверхностей. (побольше закрытых полок))))
4ый - рецептивный.
хотят знать, что произойдёт дальше, чего им ждать. не "что мне делать?", а "что будут делать остальные?"
медлительны.
им нужен режим, ритм, повтор, им не нужны неожиданности и сюрпризы.ему надо - "пришло время сделать то-то и то-то". сначала мы будем кушать, потом смотреть мультики, потом почистим зубки, потом почитаем на ночь.....
чтобы всё, как намечено.
я легко нашла себя, детей, друзей и родственников. на многое открывает глаза и упрощает общение))))