Я знаю множество дорог.
До волонтёрства, до войны, в прошлой невозможной и невспоминаемой жизни, я колесила по Украине много и охотно.
Это потом, в нынешней, настоящей и наиболее реальной жизни, мои дороги идут в основном в двух направлениях - изредка на запад Украины, едем покупать какую-нить новую-старую машину для АТО - и чаще всего на восток, там, где фронт. Где мы знаем каждую асфальтовую, местами асфальтовую, бывшеасфальтовую и совсем грунтовую полосы.
Я знаю три дороги. Три.
Они самые лучшие.
Но о них потом...
... мы въезжаем из Днепропетровской области в Донецкую.
Водораздел дорог мгновенный, и не только в цвете.
(зелёные днепровские дороги - фишка области)
Нас резко перестаёт очень трясти и теперь трясёт не очень, местами даже просто слегка потряхивает.
То-есть, я не скажу, что мы въехали на идеальный отрезок - но тот, кто ездил через Павлоград в Красноармейск, знает, в чём разница - и знает это собственной задницей. Отбитой на днепровских дорожных полотнах.
О, мы не будем даже вспоминать здесь самое страшное в Зоне АТО - дорогу на Купянск (Харьковская область, насколько я понимаю), и, говорят, её наконец-то отремонтировали, - но харьковские дороги более-менее равны донецким.
То-есть дерьмо дороги, но по сравнению с днепровскими - пирожное.
- Почему так? - спрашивает экипаж воздух,
то-есть себя и окружающих.
Вдруг кто-то знает ответ и может подвести базу.
Подвести базу - это я люблю, и тут же начинаю подводить.
- Видите ли, дети мои... - говорю я. - Днепр издавна был городом вороватым, как и любой город советского союза. Но всё же, всё же - приглядка была. Заводы, газеты, пароходы во множестве, и генеральный секретарь Самой Главной и Единственной Партии, будь она проклята, был родом оттуда, о, Великий Бре, да сохранит аллах его густые брови даже в гробу! - и вся эта ответственность и марка никак не способствовали развитию ПОВАЛЬНОГО воровства. То-есть, воровали только избранные. А с таким подходом к делу воровать умно не научишься. И какие навыки мы оставим подрастающему поколению в условиях, где воруют лишь избранные? Да ровно никаких.
- Воровать умно? - удивляется мой молодой, местами даже юный, экипаж.
- Разумеется. В Советском союзе полагалось воровать умно. И если ставили тебя на отрасль, где даже выплата зарплаты считалась эдакой уступкой моральным и экономическим нормам, принятым в обществе...
- Э, ты куда уходишь? Вернись к теме! - кричит мой экипаж, который знает, что пока мы не в Зоне АТО, я могу и люблю часами разглагольствовать на темы заданные, произвольные и обязательные.
- А я по теме. Строительство дорог считалось отраслью настолько прибыльной, что зарплата там большой роли не играла. То-есть отраслью, прибыльной по умолчанию. И прибывало в карманы, и прибывало изрядно.
- Умно прибывало? - спрашивает экипаж.
- Ну, там, где воровать умели с детства. Где не украдёшь - тебя не будут уважать... Повторяю - на Донбассе воровали умно. Вот как с дорогами, в одном старом анекдоте. Там говорилось, что умно озолотиться на строительстве дороги мог тот, кто, например, не украл с полотна ни грамма асфальта, ни ведра песка.
- А как это? Украсть, чтобы не украсть? - недоумевает экипаж.
- Повторяю для тех, кто не умеет внимательно слушать - с полотна... А просто следовало сделать полотно уже по краям на пять сантиметров. - отвечаю я.
- Ух ты..... - ахает экипаж. - И где так умели?
- А вот здесь, где мы едем. В Донецкой области. Здесь издавна воровать умели умно. Это поощрялось, на этом, можно сказать, строилась экономика целой области. Донецкой. Здесь предполагалось издавна, что если ты воруешь - то воровать должен так, чтобы тебя и подловить не могли, но и людям мог что-то оставить. Например, дорогу. На которой ты озолотился. Но дорога в результате есть, и она более-менее нормальная.
- А в Днепропетровской, например? - снова вопрошают пытливые юнцы.
- А в Днепропетровской такой высокой школы не было. Не имели навыков люди. Потому что, повторяю, воровали только избранные. И умение своё детям не передали. То же самое в Запорожской. В отличие от Харькова, к примеру, где это дело тоже было поставлено на широкую ногу. В Харькове всегда воровали красиво, и не подловишь.
- Львов? - спрашивают дети.
- Не, слабаки. Воруют неумно. Неофиты, что с них взять. Нет древней школы.
- А вот Крым? - спрашивает экипаж.
- А там тянули кому не лень. И совершенно не думали о завтрашнем дне. Смотри крымские дороги. ... ах да, уже не смотри.
Я знаю три хорошие дороги. Три.
Но о них потом...
- Так что в Донецкой? - снова спрашивает экипаж.
- О, здесь всегда было золотое дно. Во-первых, шахтёрское обеспечение. Оно всегда имелось, и стояло уровнем выше остальных областей, включая рудные и нерудные. Во-первых, шахты. Шахты полагалось снабжать всем - от кроватей до хрустальных люстр.
- Зачем в шахтах хрустальные люстры? - недоумевают юнцы эпохи постсоветских времён.
- В шахтах хрусталь не нужен, это понятно. Но были ведь санатории, профилактории, дома и дворцы культуры. Большое было шахтное хозяйство. И накапливались на складах вещи, самые необычайные для, казалось бы, шахт. Однажды я попала на такой склад, так долго потом не могла прийти в себя. Там были валенки, посуда хрустальная, фарфоровая и фаянсовая для затравки, льняные простыни, бельё мужское, а также женское, кровати и гарнитуры, одеяла и небоскрёбные штабеля тушонки... Ах, да что там говорить. Всё было в шахтных складах, без преувеличения всё.
- И не разворовывалось? - удивлён экипаж.
- Разумеется, разворовывалось! Ещё как разворовывалось. Но с умом. Так, чтобы штабеля казались нетронутыми. И залежи неприступными. То-есть, без наглости, с миру по нитке. И каждому, от сторожа склада до директора. Короче, счастье для всех, даром, и никто не уйдёт обиженным.
- Зачем каждому?
- А круговой поруки для. И просто потому что свои.
- Так, хорошо, а что дороги? - нетерпеливо ёрзает экипаж.
- А точно так же было и с дорогами. Воруй понемножку, но стабильно. Понемножку, чтобы не бросалось в глаза. И чтобы качество почти не страдало. Стабильно - чтобы дети учились на твоей работе. И дети твоего начальника, и подчинённого. И кума твоего. И брата твоего. И чтобы на всех хватало.
- О, так это сложно, чтобы понемножку и на всех. И чтобы качество почти не страдало. - начинает что-то уже понимать экипаж.
- Дык, для этого и существовала Высокая Школа Донбасского Воровства на Государственном Уровне. Выпускники Школы, закончившие её с золотыми медалями, быстро шли на повышение.
- На какое повышение? - спрашивают юные.
- А в депутаты. Или в бандиты. Разница непринципиальна.
молчит мой экипаж, только головами крутит, потрухивая на такой себе - но всё же неплохой с виду дороге, ведущей нас к Красноармейску, ныне Покровску.
- А потом с Донбассом случился Большой Экзамен. - продолжаю небрежно я.
- АТО? - вскидывается экипаж.
- Нет, АТО - это уже разгребание после выпускного. Кто стёкла бил в ресторане, кто голым на столе плясал. Кто отвечать будет. А Большой Экзамен Воровства случился раньше. Как раз в благословенный год Большо Футбола в Украине. Евро...
- Почему экзамен? - снова удивлён экипаж.
- Потому что были выделены поднебесные суммы на строительство новых дорог. И дороги следовало построить так, чтобы они не рассыпались и после Евро.
- Ой, мы знаем... - смеётся экипаж.
Да, мы знаем.
Мы знаем три дороги. Три.
Что-то строилось к Евро, что-то чуть раньше.
За три года по ним прошли колонны тяжёлой техники. Местами на этих дорогах случаются воронки. Идут бои...
Но эти дороги - одни из лучших в Украине.
дорога Красноармейск (Покровск) - Пески
дорога на Ясиноватую, или Донецк, сейчас зовётся трассой на Авдеевку (Клебан-Бык, блокпост Ветерок, сами знаете...)
дорога Донецк - Мариуполь.
Да, они уже тоже убиваются. Колонны тяжёлой техники и отсутствие стабильного ремонта скажутся на любой дороге, даже древне-римской.
Да, при строительстве этих дорог было украдено немыслимое количество денег.
Но, когда мы едем по этим дорогам, мы задаёмся всего одним вопросом - какое же количество денег было украдено на киевских дорогах?
Киевских дорогах, ремонтирующихся каждую осень и уплывающих вместе со снегом каждую весну?
Харьковских? - привет, Изюмский тракт!
Днепропетровских?
Львовских?
... список можно продолжить, он будет бесконечно длинным.
- ТАК ЧТО ДЕЛАТЬ? Делать что? - спрашивает в отчаянии экипаж. - Открывать заново Школу Умного Донбасского Воровства?
- Ну, можно вообще не воровать. Эффект будет таким же, даже выше.
- Ну, Диана, это вы уже о чём-то фантастическом...
Так отож.
Из области фантастики, да. Или из области фильмов-боевиков с Микеле Плачидо в главной роли - потому что некоторые считают, что расстрелы здесь тоже помогут. И эти некоторые не слишком уж неправы.
А тем временем Паша предлагает как-то сброситься всем миром.
Собрать денег.
Принести их в ССО.
Вручить деньги и попросить за это лучший отряд.
Только для того, чтобы выкрасть того автодорщика, который построил те три - всего лишь три! - донбасские дороги.
Которые не убили ни мины, ни колонны тяжёлой техники, прошедшие по ним за три года.
И мягкими уговорами, а буде сопротивляться, то и под пытками, поставить его на руководство автодором Киева.
Хотя бы Киева...
Лиха беда начало.
https://www.facebook.com/diana.makarova.37/posts/1340021839391847 Реквизиты Ф.О.Н.Да Дианы Макаровой.