- Бабий Яр, говорите... Бабий Яр был местом расстрела только отчасти. Просто повелось так - Бабий, Бабий... А расстреливали во всех сырецких ярах. Сколько там было того Бабьего. Отросток. - сказали старые евреи.
Старые евреи прогуливались со мной по лесному массиву. Мы шли мимо остатков гряды старых кладбищ. Наш путь был к Ольжича, к собственно месту, где начинался один из отрогов Бабьего Яра.
Старые евреи любезно согласились на эту прогулку. Старым евреям Киева было что поведать любопытствующей журналистке.
Собственно, я собиралась писать о Куренёвской трагедии - вот меня и направили к одному старому еврею, который пережил - нет, не саму трагедию, но разгребание последствий. Стало быть, многое мог рассказать.
И рассказал.
А когда я параллельно заинтересовалась событиями конца сентября-начала октября 41-го года - этот милейший моложавый старичок позвонил своим друзьям - и они изволили прогуляться со мной лесными парками от метро Дорогожичи до Фрунзе, 103.
Моложавые старцы были в меру словоохотливы, любили хитрые вопросы, ценили понимание с полуслова.
Они же согласились начертать на моей, уже исчерканной карте, пунктиры старой топографии - изменившейся к нашим дням настолько, что даже смешно считать памятник расстрелянным евреям действительным местом их гибели. И, тем не менее, местом гибели евреев его считают до сих пор, забывая возложить цветы и поставить Менору там, где реально звучали выстрелы.
- И опять же! -
брюзгливо воскликнул один из них. - Не стоит забывать, что евреи были там не первыми убитыми. Первыми были...
- Больные и персонал психиатрической больницы? - подсказала я.
- Вовсе нет. Эти тоже потом. Первыми были совсем другие.
- Ну, когда мы говорим о евреях, мы возмущаемся в первую очередь актом геноцида, с которого началась волна подобных "яров". - разъяснила я.
- И снова нет. - ответили мне, снисходительно брюзжа. - Первый акт геноцида был как раз направлен на цыган. Их немцы расстреляли сразу, войдя в Киев.
- Я ничего не знаю о цыганах. - виновато сказала я.
- Ну, как же! Два цыганских табора стояли вон там, внизу, где сейчас Куренёвка. Вот эти были обречены.
- Почему обречены? - печально спросила я.
- А потому что если у евреев была ещё надежда на гетто, то цыгане знали, что их расстреливают на месте. Только за то что они цыгане. Как впоследствии евреев - только за то что они евреи.
- Так почему же они не ушли? - спросила я.
- А как они могли уйти, если Красная армия при отступлении реквизировала всех их лошадей? - патетично подняв над седовласой головой руки, воскликнул один из милых моих старичков. - Да они просто не успели. Они впрягались в кибитки и тащили их сами. Кто успел, тот ушёл. Но многие не успели. И их почти всех и расстреляли. Сразу, в первые дни оккупации.
- Почему почти всех? - удивилась снова я.
- А потому что среди цыган были шорники, кузнецы. Не забывайте, немцы - исключительно хозяйственный народ. Вот они заботливо отобрали мастеров и пристроили к работе. Но им это не помогло. Всех их расстреляли, когда немцы оставляли Киев.
- То-есть получается, что в гибели цыган виноваты не только фашисты, но и советская власть, обрекшая их на смерть. - прозрела я.
- Милочка, советская власть виновата во многом. Евреев ведь почему так много было в Киеве? Потому что сюда бежали евреи аж из Варшавы. Потому что до последнего люди верили - Киев не сдадут.
- Как можно было верить? - прошептала я.
- Ну, как же. Сталин пообещал. А Сталину верили. - усмехнулись старички.
- Так почему же мы отмечаем только память убитых евреев в эти дни? - подумала вслух я.
- Кто отмечает? Вы? Я не знаю, что там вы отмечаете, милочка, хотя ваше красивое личико очень напоминает мне личико одной моей знакомой. Это было лет шестьдесят тому назад... - предался воспоминаниям и сладко заулыбался один из них.
- А мы всегда говорим о цыганах. - подхватил второй.
- Знаю я, как вы говорите. - очнувшись от воспоминаний юности, забрюзжал первый. - Кто общий памятник зарубил? Ну, чем вам мешала эта каменная кибитка возле Меноры? А говорил я вам - цыгане богатые и уважаемые люди, мы бы на этом общем памятнике сэкономили бы...
- Кто уважаемый? Цыгане уважаемые? - воскликнул второй.
- Не перебивай меня, я старше! Ты знаешь за политику, я знаю за деньги. Я говорю тебе о цыганах, которые хотели вложиться в эту кибитку. Это же были не наши цыгане. Это были богатые и уважаемые цыгане! И что я увидел в результате? Я увидел евреев, которые отказались от лишних денег. Куда катится мир?
Они начали спорить. Бледные лица порозовели, слышались фамилии дивных звучаний, мои старички молодели на глазах. С удовольствием прислушиваясь к бесконечному - я уже это понимала - спору, подошла я к остаткам склепа Качковских.
Дальше нас ждала беседа о переносе гряды кладбищ, а там, глядишь, к вечеру доберёмся и к обстоятельствам Куренёвского потопа.
Так и было...
... оставим наших старых евреев. Пусть ходят они к Меноре, и пусть ругаются там, если это так полезно для их здоровья, шоб оно было у них здоровым.
Я просто хочу, чтобы никто не забывал - лукьяновско-сырецкие яры видели много смертей. И актов геноцида.
Старт актам геноцида дала ещё советская власть. Людей, умерших от голода в период Голодомора 30-х, сваливали в братские могилы где-то там же.
Считать количество убитых, чтобы решать, кто более заслуживает памяти в эти дни - грешно.
Просто нужно помнить.
Как помню я - украинская цигейка. Имеющая прадеда еврея и прабабку цыганку. Имеющая украинских дедов, бабушек, мать и отца, тётей и дядей, переживших Голодомор.
Как помнят мои старые евреи, пусть живут они до ста лет.
Аминь.
https://www.facebook.com/fondDM/posts/1808548249403945 Реквизиты Ф.О.Н.Да Дианы Макаровой.