Оригинал взят у
sudmsk в
Люстрационный закон «Об очищении власти» в вопросах и ответах Люстрационный комитет,
https://www.facebook.com/luscomitet (перевод на русский)
Этот закон вызвал целую волну вопросов, которые вы задавали нам в комментариях на странице и личными сообщениями. Поэтому мы собрали их в один документ и постарались дать максимально четкий ответ.
Если у вас есть другие вопросы, пожалуйста, задавайте их в коментярях этому документу - будем его дополнять (ссылка) Текст законопроекта:
http://iportal.rada.gov.ua/fsview/98032.html 1. КТО БУДЕТ ЛЮСТРОВАННЫМ
1.1 Согласно Конституции Украины баллотироваться в депутаты может любой, а как же закон о люстрации?
1.2. Распространяется ли закон на представителей органов местного самоуправления?
1.3. Подпадают ли под люстрацию председатели районных госадминистраций, которые занимали свои должности при Януковиче?
1.4. Подпадают ли под люстрацию руководители районных отделов милиции, которые были на должностях при Януковиче?
1.5. Подпадают ли под люстрацию руководители судов, которые сейчас тоже выборные?
1.6. Будут ли люстрованы КГБшники, которые помогали Украине, шли против системы?
1.7. Будет ли закон применен относительно нынешних кандидатов в народные депутаты?
1.8. Будут ли люстрованы все судьи или только те, кто был причастен к политическим репрессиям во время Майдана?
1.9. Подпадают ли под люстрацию судьи - они теперь выборные?
1.10. Будут ли люстрованы прокуроры, которые занимали должности с 1 декабря 2013 по 23 февраля 2014?
1.11. Будут люстровани те, кто не написал заявление об увольнении, а оставался на своем посту, чтобы помогать бороться с режимом?
1.12. Подпадают ли под люстрацию депутаты, которые голосовали за законы 16 января?
1.13. Подлежат ли "автоматической" люстрации руководители прокуратур городов и районных прокуратур? В ЗУ написано "руководители территориальных (региональных) органов прокуратуры". По этому поводу между рядовыми прокурорами много дискуссий, одни полагают, что подлежат все руководители и их замы, а другие - только на уровне областных прокуратур.
2. КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ ЗАКОН
2.1. Кто будет отвечать за воплощение закона?
2.2. Кто будет люстрировать?
2.3 Какой будет процедура люстрации?
2.4 Будет ли принят закон, который обеспечит люстрации тех, кто не фигурирует в этом законе?
2.5 Как каждый лично может помочь имплементации закона?
2.6 Какие должны быть доказательства причастности госслужащих к преступлениям во время Майдана?
2.7 Кому писать о негодяях, подлежащих люстрации?
2.8 Как скоро и каким образом будет проводиться люстрация судей?
2.9 Будет конфискуватися имущество у тех чиновников, которые не прошли имущественную люстрации?
2.10 Будет ли в тех, кто не прошел люстрационное проверку, возможность обжаловать решение?
1. КТО БУДЕТ ЛЮСТРОВАННЫМ
1.1 Согласно Конституции Украины баллотироваться в депутаты может любой, а как же закон о люстрации?
Этот закон предусматривает люстрацию судей, прокуроров, милиционеров, СБУ, чиновников. Выборные должности, по настоянию Президента и партии УДАР, из закона исключены. Такую же позицию занимает Совет Европы: люстрация выборных должностей должно обеспечиваться правом избирать и быть избранным, то есть это право избирателей - давать человеку власть или нет своими голосами на выборах. Но если лицо, избранное народным депутатом, не соответствует люстрационным критериям (статья 3), оно не сможет занимать государственные должности, которые назначаются (статья 2).
1.2. Распространяется ли закон на представителей органов местного самоуправления?
Если лицо не отвечает люстрационным критериям, предусмотренным ст.3 Закона, независимо от того была (есть) оно работником органов местного самоуправления или нет, оно не может занимать должности, предусмотренные ст. 2 Закона. Одновременно, любое лицо, независимо от того, подпадает она под критерии, определенные ст.3, может быть избрано в органы местного самоуправления.
1.3. Подпадают ли под люстрацию председатели районных госадминистраций, которые занимали свои должности при Януковиче?
Да, подпадают, но не все. Под люстрацию подпадают председатели районных госадминистраций, которые работали на своих должностях, или на других должностях, предусмотренных ч.1 ст.3 Закона совокупно не менее одного года в период с 25.02.2010 по 22.02.2014. Или занимали свои должности в период с 22 ноября 2013 по 22 февраля 2014 и не освободились за это время по собственному желанию. Таким образом, под люстрацию НЕ подпадают те председатели райгосадминистраций, которые занимали свои должности с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 совокупно менее одного года, или же те, которые уволились по собственному желанию в период с 22 ноября 2013 по 22 февраля 2014 года.
1.4. Подпадают ли под люстрацию руководители районных отделов милиции, которые были на должностях при Януковиче?
Да. Термин территориальные (региональные) управления, принятые в п. 8 ч. 1 ст. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона распространяются и на руководителей райотделов милиции.
1.5. Подпадают ли под люстрацию руководители судов, которые сейчас тоже выборные?
Да. Законом предусмотрена проверка всех профессиональных судей. Согласно ч.5 ст.20 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» пребывания судьи на административной должности в суде не освобождает его от осуществления полномочий судьи соответствующего суда, предусмотренных настоящим Законом. Поэтому руководители судов подпадают под люстрацию на общих основаниях как и все судьи. Отдельно для руководителей судов Закон критериев не содержит.
1.6. Будут ли люстрованы КГБшники, которые помогали Украине, шли против системы?
Да, будут. «антикоммунистическая» ч. 4 ст. 3 Закона не содержит послаблений. Единственное исключение - если такой «КГБшник» участвовал в АТО на Востоке Украины (ч. 7 ст. 1 Закона).
1.7. Будет ли закон применен относительно нынешних кандидатов в народные депутаты?
Не применяется. Ограничений относительно занятия должности народного депутата Закон не содержит.
1.8. Будут ли люстрованы все судьи или только те, кто был причастен к политическим репрессиям во время Майдана?
Будут люстровани только судьи, подпадающих под критерии, предусмотренные ст. 3 Закона, в частности, но не исключительно те, кто был причастен к политическим репрессиям во время Майдана (условное формулировка). Наряду с ними будут люстрованы судьи, подпадающих под другие критерии ст. 3: имели отношение к Компартии (ч.4 ст.3 Закона), сотрудничали с иностранными разведками (ч.7 ст.3) и другие.
1.9. Подпадают ли под люстрацию судьи - они теперь выборные?
Да, подпадают . Закон «О судоустройстве и статусе судей» не предусматривает выборность судей. Термин «выборная должность» касается только должностей, избрание которых осуществляется гражданами, а не специально уполномоченным органом (Верховной Радой Украины). Иначе, процедура увольнения профессиональных судей, как и основание их освобождения, предусмотренные ст.5 Закона, просто теряет всякий смысл.
1.10. Будут ли люстрованы прокуроры, которые занимали должности с 1 декабря 2013 по 23 февраля 2014?
Да, при условии, если они не уволились по собственному желанию (п.4 ч.2 ст.3 Закона). Также возможно другое исключение - участие в АТО на Востоке Украины (ч.7 ст.1 Закона).
1.11. Будут люстровани те, кто не написал заявление об увольнении, а оставался на своем посту, чтобы помогать бороться с режимом?
Да. Единственное исключение - участие в АТО на Востоке Украины (ч.7 ст.1 Закона).
1.12. Подпадают ли под люстрацию депутаты, которые голосовали за законы 16 января?
Нет . Ст.3 Закона, которая предусматривает критерии люстрации, прямо не устанавливает такого критерия. Одновременно ч.7 ст.3 Закона предусматривает критерии, такие как «своими противоправными решениями, действием или бездействием привели к нарушению прав человека и основных свобод, признанных решением Европейского суда по правам человека», однако для этого случая нужно решение суда, вступившее законную силу. Мы выступаем за то, чтобы после выполнения этого закона был принят еще один - новый закон, который бы предусматривал проверку всех кандидатов на выборные должности: мэров, президентов, депутатов.
1.13. Подлежат ли "автоматической" люстрации руководители прокуратур городов и районных прокуратур? В ЗУ написано "руководители территориальных (региональных) органов прокуратуры". По этому поводу между рядовыми прокурорами много дискуссий, одни полагают, что подлежат все руководители и их замы, а другие - только на уровне областных прокуратур.
Да. Термин территориальные (региональные) управления, принятые в п. 8 ч. 1 ст. 3 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона распространяется и на руководителей райотделов прокуратуры.
2. КАК БУДЕТ РАБОТАТЬ ЗАКОН
2.1. Кто будет отвечать за воплощение закона?
Полномочия по разработке подзаконных нормативно-правовых актов возложены на Министерство юстиции (в том числе порядок проверки), оно же публикует контакты всех органов, где будут проводиться проверки. Разработанные Министерством юстиции подзаконные нормативно-правовые акты принимает Кабинет министров Украины. В отношении лиц, непосредственно осуществляющих люстрацию см. следующий вопрос.
2.2. Кто будет люстрировать?
Согласно ч.4 ст.5 Закона, организация проведения проверки лиц возлагается на руководителя соответствующего органа, к полномочиям которого относится освобождение от должности лица, в отношении которого осуществляется проверка.
Организация проведения проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья.
Организация проведения проверки членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей Украины, Центральной избирательной комиссии, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания возлагается на руководителя органа, в котором работает.
То есть, люстрировать будут лица, имеющие право увольнять лиц, подлежащих проверке .
Кроме того, запрет, предусмотренную ч.3 ст.1 Закона могут применять суды, как основное или дополнительное наказание согласно Уголовному кодексу Украины.
2.3 Какой будет процедура люстрации?
Госорганы должны предоставить информацию о каждом, кто подлежит проверке - порядок сбора и обмена такими данными должен установить Кабинет министров сразу после принятия Закона.
О начале каждой проверки должно быть сообщено на сайте Минюста, там же должен быть указан номер телефона для граждан, которые хотят сообщить важную информацию о личности, которая проверяется.
Организация процедуры проверки возлагается на Министерство юстициии, при котором будет функционировать общественный совет, состоящий из журналистов и общественных активистов.
2.4 Будет ли принят закон, который обеспечит люстрации тех, кто не фигурирует в этом законе?
Мы выступаем за то, чтобы после выполнения этого закона был принят еще один - новый закон, который бы предусматривал проверку всех кандидатов на выборные должности: мэров, президентов, депутатов. Сейчас Закон не предусматривает принятия дополнительного закона. В то же время Закон не содержит запрета на принятие такого дополнительного закона или внесения изменений в уже принятый.
2.5 Как каждый лично может помочь имплементации закона?
Можно присоединиться к организации совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины, который должен быть создан не позднее, чем через месяц со дня вступления в силу закона (ч.1 ст.5 Закона).
Также, во время проверок отдельных лиц, можно будет сообщать о фактах несоответствия люстрационным критериям этих лиц, по адресам, телефонам и электронными адресами, которые должны быть объявлены Министерством юстиции.
2.6 Какие должны быть доказательства причастности госслужащих к преступлениям во время Майдана?
Закон не устанавливает ни принадлежность доказательств. Доказывать можно всеми имеющимися средствами, а орган проверки обязан проверить такую информацию (абз.2 ч.3 ст.5 Закона).
2.7 Кому писать о негодяях, подлежащих люстрации?
Более полугода мы собираем информацию о злоупотреблениях чиновников в единую базу Общественного люстрационного комитета. В базе уже около 3000 жалоб на более чем 500 чиновников. Сообщить о злоупотреблении вы можете на нашем сайте:
http://lku.org.ua/report . После того как закон вступит в силу, мы передадим эту информацию в органы проверки. И в дальнейшем писать необходимо будет в соответствующий орган государственной власти, в компетенцию которого входит проведение проверки, а также совещательного общественного органа по люстрации при Министерстве юстиции Украины в течение одного месяца со дня начала прохождения проверки, при этом контакты таких органов должно распространить Министерство юстиции Украины ( абз.2 ч.3 ст.5 Закона).
2.8 Как скоро и каким образом будет проводиться люстрация судей?
Согласно ч. 6 ст.5 Закона, предусмотрено очередность проведения проверок. Так, проверка председателя суда будет осуществляться во вторую очередь, после проверки Минюста. Затем будут проверяться заместители председателей судов, а рядовые судьи - в последнюю, четвертую очередь. Организация проведения проверки профессиональных судей возлагается на председателя суда, в котором работает судья (абз.2 ч.4 ст.5 Закона). В случае выявления недостоверности указанных в заявлении сведений о неприменении запретов, предусмотренных Законом, или недостоверности сведений о наличии имущества (имущественных прав) и несоответствие стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствам финансового характера, поданной лицом за прошлый год, председатель суда направляет копию заключения о результатах проверки в Министерство юстиции Украины, которое в трехдневный срок со дня получения такого заключения направляет его в Высший совет юстиции и/или Высшую квалификационную комиссии судей Украины и обращается с предложением о принятии представления об освобождении судьи от должности.
Министерство юстиции Украины для целей настоящего Закона является субъектом обращения относительно представления об увольнении судей.
2.9 Будет конфискуватися имущество у тех чиновников, которые не прошли имущественную люстрации?
Нет. В Законе не говорится о конфискации имущества или каком-либо другом изъятии имущества. Такая конфискация возможна лишь в порядке применения соответствующих санкций Уголовного кодекса Украины.
2.10 Будет ли в тех, кто не прошел люстрационное проверку, возможность обжаловать решение?
Да. Эта возможность предусмотрена в соответствии ч.8 ст.1 Закона.