Помнится, была у Пушкина сказка, где царица молодица у зеркальца спрашивала:
"Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи:
Кто ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Как все знают, по примеру пушкинской героини - царицы пошла и ВР АРК, и 16 марта 2014 года по Постановлению ВР АРК планируется проведение референдума, так сказать, узнать, между прочим, кто ж на свете всех милее, всех румяней и добрее.
Согласно постановления ВР АРК на общекрымском референдуме в бюллетене будет присутствовать аж 2 непростых вопроса:
1) Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
2) Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?
Таким образом, Верховный Совет АРК планирует узнать мнение крымчан о дальнейшей его судьбе.
Однако может ли ВР АРК проводить такой референдум и каковы будут его последствия в плоскости права Украины?
Прежде всего, следует отметить, что согласно ст. 69 все-таки еще не завоеванной Россией Конституции Украины народное волеизъявление осуществляется через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии.
При этом, статья 73 все-таки еще не завоеванной Россией Конституции Украины закрепляет, что исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.
Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии.
Всеукраинский референдум назначается либо Верховной Радой Украины, либо Президентом Украины в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
Согласно ст. 3 ныне действующего и не захваченного Россией Закона Украины «О всеукраинском референдуме» от 06.11.2012 года, предметом всеукраинский референдум может быть :
1) одобрение новой редакции Конституции Украины, внесение изменений в Конституцию Украины, отмена, утрата действия или признании недействительным закона о внесении изменений в Конституцию Украины (конституционный референдум) ;
2) об изменении территории Украины (ратификационный референдум) ;
3) относительно принятия или отмены закона Украины или внесения изменений в действующий закон Украины (законодательный референдум) ;
4 ) по любому вопросу за исключением тех , по которым референдум не допускается согласно Конституции Украины (общий референдум).
Согласно ст. 18 ст. 3 ныне действующего и не захваченного Россией Закона Украины «О всеукраинском референдуме» всеукраинский референдум об изменении территории Украины - это форма принятия гражданами Украины решения об утверждении закона о ратификации международного договора об изменении территории Украины.
Постановление Верховной Рады Украины относительно проведения всеукраинского референдума публикуется в официальных печатных издательствах на протяжении 3 дней с момента подписания.
Согласно же ст. 134 Конституции Украины Автономная Республика Крым является неотъемлемой частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению.
Таким образом, Конституция Украины и ЗУ «О всеукраинском референдуме» четко определяет, что вопрос относительно изменения территории Украины определяется исключительно народом Украины на всеукраинском референдуме, а не войсками соседнего государства.
Правовая же природа общекрымского референдума напоминает сказку Пушкина, когда у зеркальца пытаются узнать «кто ж на свете всех милее, всех румяней и добрее». По мнению депутатов ВР АРК, конечно же великий ВВ!
Только вот ВВ народ Украины забыл спросить об этом.