Вокзалы России. Губкин-Москва

Feb 20, 2024 13:45


Я люблю ездить поездом. И как в детстве, обожаю глядеть в окно на проносящиеся мимо пейзажи - леса, поля, села, деревни, города. А еще я очень люблю рассматривать вокзалы. Вообще вокзал - это особый мир, примерно, как морская литораль - еще не море, но уже и не суша. Вокзал словно портал между прошлым и будущим, между обыденной жизнью и новыми приключениями, между разлукой и встречей.

Если остановки длинные, я обязательно выхожу на платформу, чтобы посмотреть на здание вокзала, а если получается, то и вхожу внутрь. А бывает, что остановка короткая, 1-3 минуты, тогда стараюсь успеть увидеть вокзал из окна.

В этом году у нас намечается много поездок по железной дороге, а потому на канале появилась новая рубрика "Вокзалы России". Я постараюсь показывать все вокзалы, большие и маленькие, известные и незнакомые, все, что нам удастся увидеть и сфотографировать.

И открывают новую рубрику вокзалы маршрута Губкин (Белгородская область)-Москва.

Как ни смешно, но фотографии вокзала в Губкине у меня нет, поскольку уезжали мы еще затемно. Надеюсь, в следующий приезд всё же фотографию сделаю. По независящим от нас причинам пропущено еще несколько станций (поезд вставал так, что вокзала не было видно ни при каких условиях), очень жалею, что не удалось снять вокзалы Мценска, Ясной Поляны и Тулы.

1. Ржава





Станцию открыли в 1869 году и она называлась Марьино. Построенная железная дорога проходила через Обоянский уезд, однако очень далеко от самой Обояни. И только в 1881 году было дано разрешение построить от Марьино до Обояни узкоколейную железную дорогу (около 32 км). До 1897 года эта узкоколейка принадлежала обоянскому земству, однако она была настолько убыточной, что через 15 лет эксплуатации дорогу передали государству.

В 1898 году название поменяли на Клейнмихелево, в честь графа П.А. Клейнмихеля, который был управляющим путями сообщения. Именно при нем в России началось массовое строительство железных дорог.

А свое нынешнее название Ржава получила во время Первой Мировой войны по названию протекающей невдалеке речки.

В июне 1943 года, во время подготовки к Курской битве, всего за 31 день была построена железная дорога Старый Оскол-Ржава, названная позже "Дорога мужества". Именно она, ускорив доставку на фронт техники, людей и боеприпасов, сыграла большую роль в победе на Курской дуге.

Сейчас на станции Ржава у поездов, идущих из Белгорода и в Белгород большая стоянка (мы стояли 40 минут) для смены локомотивов.

2. Курск







Несмотря на долгую (1.37 часа) стоянку, в Курске поезд встал крайне неудачно, поэтому вокзал сфотографировала уже на ходу. Зимой по холоду и обледеневшим платформам, честно говоря, не хотелось никуда уходить от поезда.

Железнодорожное сообщение между Москвой и Курском было открыто сентябре 1868 года. Здание вокзала в Курске проектировал известный железнодорожный архитектор Эдуард Карлович Леверштерн. Вокзал из высококачественного красного кирпича был открыт в 1870 году.

К сожалению, то старое здание не дожило до наших дней. Во время Великой Отечественной войны немецкими бомбардировками вокзал был полностью разрушен.

После войны, в 1946 году, был принят Генеральный план восстановления города, в который входило и строительство нового железнодорожного вокзала. Несколько групп архитекторов подали свои проекты здания, и победа досталась Игорю Георгиевичу Явейну. Именно его вокзал мы сейчас с вами и видим.

Железнодорожный вокзал в Курске по замыслу автора представляет собой своего рода памятник героям Курской битвы. На фасаде здания вокзала со стороны пассажирских платформ были установлены мемориальные доски в честь ратных подвигов курских железнодорожников и коллектива станции Курск в дни битвы на Огненной дуге в 1943 году.

Первый кирпичик здания был заложен в 1949 году, а уже в 1952 году железнодорожный вокзал Курска принял первые поезда.

3. Золотухино



Стоянка 2 минуты. Вокзал снят из окна поезда

Золотухино (Курская область) - поселок городского типа, расположен на берегу реки Сновы. Первое упоминание о поселении Золотухино относится в 1887 году.

Сейчас здесь проживает около4.5 тыс жителей.

Поселок Золотухино упомянут в фантастическом романе русского -советского писателя-фантаста Георгия Мартынова "Каллисто". Именно вблизи Золотухино приземляется космический корабль пришельцев.

4. Поныри





Стоянка 2 минуты. Фото вокзала сделано из окна поезда

Поныри - поселок городского типа в Курской области. Упоминание о поселении Поныри можно встретить в летописях 1690 года.

О происхождении названия Поныри есть несколько версий. Местные краеведы предполагают, что оно воспроизводится от старин­ного русского слова «нырище» - развалины. «Ныри­ще» или «нырь» назывались раз­валины древнего поселения. По «ныри» селились люди. Постепен­но предлог «по» слился с назва­нием местности, образовав, новое название - Поныри.

В 1787году через село Поныри проезжала Екатерина Вторая во время поездки в Крым. В связи с этим событием до сих пор многие объекты в районе в народе связаны с её именем.

Нынешний поселок был образован во время строительства железной дороги Москва-Киев.

Во время Великой отечественной войны в 1941 году поселок Поныри был захвачен фашистами и только в 1943 во время кровопролитных боев на Курской дуге Поныри освободили от оккупантов. В течении недели, с 5 по 11 июля 1943 года, здесь шли ожесточенные бои.

Военное прошлое посёлка упомянуто в фильме "В бой идут одни старики", где Сергей Скворцов рассказывает о том, что был сбит немецким лётчиком во время тарана в битве над Понырями.

Сейчас в пгт Поныри живет около 5 тысяч жителей.

5. Орел





Стоянка 30 минут. Фото с платформы.

Первый поезд из Москвы в Орел прибыл в 1868 году. На дорогу понадобилось 12 часов.

Изначально планировалась, что в Туле, Курске и Орле будут типовые здания вокзалов, спроектированные архитектором Арнольдом, однако император Александр II в 1866 году для строительства вокзала лично выбрал проект орловского архитектора Иосифа Тибо-Бриньоля.

Во время Великой отечественной войны здание вокзала было уничтожено немцами. Не пострадал только цокольный этаж, который и стал основой для нового вокзала, построенного в 1949-1950 годах по проекту архитектора С.А. Мхитаряна.

Сейчас вокзал в Орле является одним из узловых на участке Московской железнодорожной артерии Орловско-Курского региона.

вокзалы России, #такаязима

Previous post Next post
Up