Маршрут, который осилит не каждый. Едем на "Шпиль 555

Oct 25, 2023 08:01


Наш сегодняшний рассказ не совсем обычный. Я приглашаю вас на "Шпиль 555", находящийся недалеко от поселка Никель в Мурманской области. Почему необычный? Ну потому, что я всегда показываю красивые места, которыми хочется любоваться. А сейчас мы с вами пойдем смотреть как люди сумели изуродовать природу и как она пытается вернуть жизнь туда, откуда эту жизнь выгнали.





Маршрут "Шпиль 555" открылся совсем недавно, в 2022 году. Его можно разделить на 2 части: промышленная и природная. Мы проехали его дважды. Первый раз в июле и нам досталась абсолютно никакая погода: серо, холодно, моросящий дождик и прочая кака. Второй раз мы приехали сюда в сентябре, в чудесный солнечный, хоть и не жаркий, осенний денек. Поэтому картинки будут разнопогодные.

"Шпиль 555" - маршрут бесплатный и доступный для всех желающих. Его можно пройти пешком (10 км в одну сторону по очень пересеченной местности), проехать на велосипеде, мотоцикле или на подготовленной к таким дорогам машине. Мы выбрали машину.



Итак, стартуем от трассы Мурманск-Никель. С нами едут директор заповедника "Пасвик" Наталья Поликарпова и зам.директора по охране заповедника Геннадий Дмитренко и съемочная группа Мурманского телевидения ТВ21. Несмотря на то, что дорога заповедным людям знакома (хотя эта тропа не относится к заповеднику, но заповедник принимал участие в его разработке), на всякий случай еще раз смотрим схему маршрута и намечаем остановки.





Первая часть маршрута. Промышленная. 7.5 км

Главная точка индустриальной части маршрута - закрытый медно-никелевый карьер Каула. Мы к нему обязательно подойдем, а пока едем на точку 11. Когда-то здесь была зенитная ракетная часть. Более подробной информации о ней нет, ибо "завод-то секретный"







Сейчас от военных строений остались одни руины. Все нужное вывезено, все ненужное "украшает" ландшафт.

С высокого холма открываются отличные виды на тундру. В начале сентября она стоит, словно залитая золотом.





С другой стороны видны трубы нынче закрытого завода по выплавке никеля, превратившего местную природу в безжизненно-выжженную пустыню.





Если приглядеться, то дальше, за дальними озерами, уже Норвегия. Не зря именно здесь размещались советские зенитчики. Наблюдать за норвежской стороной можно в обычный бинокль, а в хорошую погоду и без бинокля видны дома и даже движущиеся автомобили.

Возвращаемся назад, на основную дорогу. Едем в сторону карьера. До карьера дорога достаточно хорошая, проехать здесь можно даже на обычной городской пузотерке.



Точка 3. Комплекс зданий, когда-то принадлежавших управлению карьера. Сейчас здесь развалины, в которые не рекомендуется заходить внутрь, поскольку это может быть опасно для жизни. О самых любопытных все здания огорожены вот таким заборчиком, но понятно, что того, кто захочет пройти внутрь это никак не остановит.









Если обойти вокруг зданий, то откроется вид на небольшое озерцо, носящее, как и карьер название Каула. К нему мы чуть позже спустимся, там оборудована площадка для отдыха.



А мы едем на главную точку индустриальной части маршрута "Шпиль 555". Это смотровая площадка с видом на карьер Каула.



Название карьера "Каула" происходит от саамского "шея".





Самый впечатляющий вид на эту дыру в земле, естественно, с высоты. Пока позволяет погода запускаем в небо квадрокоптер (разрешение на полеты есть).





Рядом с площадкой установлены два знака Ni и Cu. Они служат напоминанием о том, что добывали на карьере, а еще прекрасным дополнением для фотосессии.



Для справки: длина карьера 621 метр, глубина 169 метров, ширина 308 метров

Никелевое месторождение Каула было открыто еще в 1921-1934 годах финскими геологами. Если вы помните, то эта часть нынешней мурманской области в те годы принадлежала Финляндии. Позже, в 1935-37 г. канадская компания, начавшая тут добычу медно-никелевых руд, строит рабочий поселок Колосйоки. Сейчас это уже знакомый нам поселок Никель. Во время Второй Мировой войны Каула и соседние карьеры были единственным источником добычи никеля для Германии.

После победы эти территории отошли советскому Союзу. В 1956-58 годах здесь закладывается город Заполярный и начинает работу обогатительная фабрика.

К 2005 году запасы руд на месторождении истощились и часть карьеров, в том числе и Каула, были закрыты.



Проезд дальше за Каулу закрыт, там находятся действующие пока еще карьеры и охрана на них очень серьезная. Так что я бы не советовала проводить эксперименты и проверять скорость их реакции.

А если от смотровой площадки карьера перейти дорогу и подняться на холм, то можно увидеть отголоски минувшей войны. Здесь хорошо сохранились немецкие оборонительные укрепления.





Сами холмы тоже по-северному живописны, особенно в середине лета.





Здесь можно посмотреть и покрутить виртуальную панораму маршрута "Шпиль 555" и его окрестностей. (нажимаем, переходим на сайт и наслаждаемся)

Вокруг карьера огромными горами лежат отвалы пустой породы. Если не знать, что это практически мертвая земля, то смотрится даже красиво.





пустая порода

Вот так отвалы выглядят с высоты.



Мы спускаемся к озеру Каула. Здесь, на точке 7 оборудована площадка для отдыха и есть туалет (кстати, это не дырка в полу, а вполне комфортный компостный биотуалет).





Место тут красивое, но продуваемое всеми ветрами, долго не засидишься. Вот и мы, быстренько перекусили и поехали дальше. Впереди нас ждет природная часть маршрута "Шпиль 555".



Кстати, если машина не подготовлена для езды по адскому бездорожью или у водителя нет опыта подобных покатушек, то дальше лучше топать пешком, а транспорт оставить тут на площадке.

Скажу частно, при всей моей любви к подобным экстремальным поездкам, в какие-то моменты было немного страшновато и казалось, что на камнях и крутом подъеме машина не выдержит и полетит обратно вниз. Но у нас был отличный водитель, поэтому все прошло без происшествий.

Кстати, когда мы сюда приезжали в июле, дорога была чуть получше. А за пару месяцев дожди размыли землю и камни стали торчать сильнее. В будущем есть планы немного эти отрезки дороги почистить от особо больших валунов, чтобы проезд стал чуть более комфортным и более безопасным.







Вторая часть маршрута. Природная. 3 километра



Дальнейшая дорога ведет нас к горе Сяряслаки, высота которой над уровнем моря и есть те самые 555 метров.



А вокруг разливаются осенним огнем Печенгские тундры - горная гряда между поселком Никель и городом Заполярный.



Сложно удержаться и не сделать фотографию на таком фоне



Наталья Поликарпова и Геннадий Дмитренко

На въезде стоит информационный стенд, знакомящий с окружающими горами и сопками, которые по-фински называются красиво "тунтури"

Мне иногда кажется, что если взять и сразу прочитать вслух все названия этих гор, то получится магическое заклинание для вызова каких-нибудь духов))



Немного поскакав по горком, преодолев небольшой ручей, мы добрались до последней точки маршрута.

Здесь, на берегу озера, названия у которого на картах нет, построено место для отдыха и палаточного лагеря с крытой верандой, оборудованным костровищем и настилами для установки палаток. Туалет, кстати, тоже здесь есть.





В июле, в наш первый сюда приезд, мы красили пол на веранде, чинили мостки, собирали строительный мусор. А в сентябре уже отдыхали и устроили небольшой пикничок.



Именно отсюда начинается подъем на гору Сяряслаки. В осенний приезд мы не стали пешком подниматься, а запустили квадрокоптер.





Вид на гору Сяряслаки. От центра кадра влево видна дорога, по которой подъезжают или подходят к последней точке маршрута.

А вот в июле, несмотря на дождь и холодный ветер, до вершины горы мы всё же поднялись и даже устроили там небольшую фотосессию.







Директор заповедника "Пасвик" Наталья Поликарпова (справа) и орнитолог заповедника Ульяна Шаврина. Барышни, совершенно замерзшие, честно пытались улыбаться и делать счастливые лица.

Отголоски прошедшей войны встречаются и тут. Постоянно при подъеме и спуске приходилось внимательно смотреть под ноги, чтобы не зацепиться за остатки ржавой колючей проволоки.



Пока поднимались, с печалью заметила следы квадроцикла, распахавшие тундру. Беда в том, что в отличии от тропиков, где все растет как на дрожжах, тундра - существо хрупкое, нежное и обращаться с ней нужно как с драгоценной хрустальной вазой. Здесь бедная земля, вечная мерзлота, суровый климат. Разрушенная колесами квадроцикла или вездехода, тундра будет восстанавливаться даже не годами, а десятилетиями.

Посмотрите, перед вами не какая-то там трава, а это самый настоящий березовый лес. Только лес карликовый. Уничтожить его можно за мгновения. А на восстановление нужны годы.





В сентябре все окрестности горы и озер усыпаны красными бусами дерена шведского и сине-черными бусинками черники.





И если дерен есть не рекомендуется, то на чернике мы оторвались от души. Конечно, ее тут не так много, как было на Каскаме, но все равно наелись от души.







Кое где компанию чернике составила брусника. Ее тут заметно меньше, но все равно для городского жителя, привыкшего видеть ягоды исключительно в пластиковых лоточках на полках магазина, тут просто ягодный рай.



А вообще сентябрьская тундра поражает обилием красок. Кажется, что кто-то неведомый взял палитру и кисточку, а потом просто наугад там мазнул красным, тут желтым, там добавил зеленого, немного фиолетового, чуть-чуть бордового, пару капель розового, немного серого и получилось полотно "Осень в тундре"



Кстати, летом здесь тоже удивительно живописно, даже при плохой погоде. Гора и тундры украшены цветами. То там, то тут попадаются огоньки европейской купальницы



Белеют крошечные дриады, чем-то напоминающие ромашки



То там, то тут радуют глаз розовые ковры шведской смолевки



Попадаются куртинки нежных крошечных колокольчиков филлодоце голубой.



Цветет карликовая ива.



А карликовая береза почему-то перешла в режим "осень" уже в середине июля.



Наше маленькое путешествие окончено. Можно возвращаться обратно. Снова преодолеваем горки и камни, выезжаем на хорошую дорогу и через полчаса мы уже в Никеле.



Напоминаю, что посетить маршрут "Шпиль 555" можно самостоятельно и бесплатно.

Важно помнить о том, что на маршруте у вас не будет мобильной связи, она появляется, только если подняться на гору. Сбиться с дороги практически невозможно, везде стоят указатели и дорога хорошо видна, однако нужно внимательно смотреть и не уходить на боковые дорожки. Не рекомендуется выходить/выезжать на маршрут во время дождя, тумана или в снегопад. На входе на стенде можно отсканировать QR-код и загрузить трек в телефон, пока еще есть связь. Ну и конечно же, еду и воду нужно взять с собой, поскольку по пути никаких палаток и кафе не будет.



ПроЗаповедник, #жилабылаосень, Россия

Previous post Next post
Up