Я люблю возвращаться в те места, где мне было хорошо. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь на Вологодчине оказался одним из тех мест, где была уже дваждя и оба раза остались очень теплые воспоминания. Честно говоря, мы долго выбирали куда поехать - в Ферапонтово или в Кириллов. В Кириллове, конечно, монастырь намного больше, но Ферапонтово ближе, так что в этот раз тайминг победил и на "совете старейшин" было решено ехать сюда, в село Ферапонтово.
Небольшой, в сравнении с Белозерским, Ферапонтов монастырь стоит на холме между двух озер - Бородаевским ( Ферапонтовским) и Спасским, а соединяет эти озера маленькая речушка с названием Паска. Поскольку первый раз я тут была жарким летом 2010, а потом зимой, то по привычке сразу же побежали вниз, к реке, что бы сделать фотографию монастыря с нестандартного ракурса ( именно так я в прошлые разы и снимала). Буквально через пару минут стало понятно, что я погорячилась, а в кроссовке предательски захлюпала вода, пришлось признать свой проигрыш и вернуться туда, откуда снимают все "нормальные" люди.
В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия. [История монастыря] Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом[4].Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян. В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV-XVII вв. Из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню. Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой. В 1904 году монастырь стараниями игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924. С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.
Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами
Очень красиво выглядит монастырь с Ферапонтовского озера, правда для этого нужны либо зима, либо лодка. До зимы далеко, а лодка была обнаружена лишь одна, без весел и хозяина.
Вход в монастырь свободный, даже платок и юбку надевать не требуют. На сегодняшний день в монастыре осталась лишь одна действующая церковь ( над Святыми воротами), а все остальное принадлежит Кирилло-Белозерскому историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику. В соборе Рождества Богородицы работает музей фресок Дионисия. Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Поскольку в музее мы побывали в самый первый приезд, в этот раз я в музей не пошла, а предпочла по хорошей погоде погулять и полюбоваться красотами.
Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря - единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.
Перед отъездом обязательное "фото на фоне" и едем дальше, в навстречу новым приключениям .