Оригинал взят у
mr_aug в
Хироюши Нишизава Уоррент-офицер Хироюши Нишизава
Нишизава родился в 27 января 1920 г. в префектуре Нагано, в семье успешного менеджера. В июне 1936 г. он поступил на службу в военно-морской флот, его решение стало следствием рекламной кампании, призывающей молодых людей связать свою жизнь с императорскими ВМС. Мечта у Хироюши была одна - стать летчиком. Он ее осуществил, закончив курс летной подготовки в марте 1939 г.
Перед началом войны на Тихом океане Нишизава служил в авиагруппе Читозе, которая базировалась на Маршалловых островах и имела на вооружении истребители тип 96 «Клод». В феврале 1942 г. его перевели в 4-ю авиагруппу. Свой первый самолет Нишизава сбил 3 февраля 1942 г. на Рабаулом, летая на устаревшем «Клоде».
С прибытием в Рабаул авиагруппы Тайнань летчика включили в состав 2-й эскадрильи. Нишизава попал в приятную кампанию Сабуро Сакаи и Тошио Ота. Они составили знаменитое «Блестящее трио».
Что же вспоминал Сабуро о своем друге?
Он был одним из величайших японских асов. Однако он таковым совершенно не казался. При первом взгляде на Нисидзаву любой невольно начинал его жалеть. Этому человеку самое место было на больничной койке. Он был высоким для японца, ростом почти 173 см, но при этом весил всего 64 кг, и казалось, что кости вот-вот проткнут кожу. Нисиздава почти постоянно болел малярией и страдал от тропических язв. Его лицо всегда было бледным.
Несмотря на искреннее восхищение других пилотов, Нисидзава мало кого удостаивал своей дружбы. Он замыкался в себе, и эту скорлупу ледяного недружелюбия пробить было почти невозможно. Очень часто за целый день Нисидзава не произносил ни одного слова. Он вполне мог не ответить на обращения своих ближайших друзей, людей, вместе с которыми он летал и сражался. Мы привыкли к тому, что он постоянно прогуливается в одиночестве, отдельно от своих друзей, молчаливый и печальный, хотя это было совершенно необычно для человека, вызывающего всеобщее восхищение. Если можно так выразиться, Нисидзава был «только пилотом». Он жил и дышал, чтобы летать, а летал он ради двух вещей. Первой была радость, которую он испытывал в этом странном и чудесном мире - небесах, а второй был бой.
Как только его самолет поднимался в воздух, этот странный и флегматичный человек сразу же неузнаваемо менялся. Его сосредоточенность, его молчание, его отстраненность исчезали так же быстро, как исчезает темнота на рассвете. Для всех, кто летал вместе с ним, он превращался в «Дьявола». В воздухе он становился непредсказуем, как всякий гений. Его истребитель покорно отзывался на каждое едва заметное прикосновение к ручке управления. Я никогда не видел, чтобы кому-либо удавалось сделать со своим истребителем то же самое, что вытворял Нисидзава со своим «Зеро». От его пилотажа буквально захватывало дух. Блестящее и непредсказуемое исполнение фигур заставляло сердце замирать. Он был птицей, но при этом летал так, как никаким птицам даже не снилось.
Нисидзава обладал необычайно острым зрением. Там, где все мы видели только небо, Нисидзава со своей сверхчеловеческой зоркостью мог различить крошечные точки вражеских самолетов. Он полностью оправдывал свою кличку «Дьявол», однако дьяволом он становился только среди лазури и облаков. Этот человек был одарен настолько, что все мы, даже я сам, признавали его гением полета
Молодой пилот быстро стал искусным воздушным бойцом. Первую победу в составе авиагруппы Тайнань он одержал первую победу 1 мая 1942 г., сбив над Порт-Морсби американскую «Аэрокобру». На следующий день жертвами пушек его истребителя стали два Р-40. Оппонентами летчиков авиагруппы Тайнань в мае 1942 г. выступали пилоты 35-й и 36-й эскадрилий ВВС США.
7 августа 1942 г. стало самым удачным днем в карьере Хироюши Нишизавы. В ходе самого первого своего столкновения с пилотами американских палубных истребителей японец сбил шесть F4F «Уайлдкэт» из эскадрильи VF-5. «Зеро» Нишизавы тоже получил повреждения, но летчик сумел вернуться на свой аэродром.
8 ноябре на базе остатков авиагруппы Тайнань была создана 251-я авиагруппа.
14 мая 1943 г. 33 истребителя «Зеро» сопровождали 18 бомбардировщиков «Бетти», летевших бомбить американские корабли в заливе Оро. На перехват поднялись все самолеты 49-й истребительной авиагруппы ВВС США - три эскадрильи Р-40. В завязавшейся схватке Нишизава сбил один «Вархаук» достоверно и два предположительно, затем он одержал свою первую победу над двухмоторным «Лайтнингом». Всего японские летчики записали на свой счет 15 сбитых в воздушном бою самолетов; на самом деле американцы потеряли только одну машину - истребитель Р-38 «Лайтнинг» из 19-й истребительной эскадрильи ВВС США.
Рано или поздно Нишизава должен был повстречать в воздухе лучший истребитель времен войны на Тихом океане - F4U «Корсар». Такая встреча произошла 7 июня 1943 г. над Расселсом, когда 81 «Зеро» сцепились с сотней американских и новозеландских истребителей. Четыре «Корсара» из эскадрильи VMF-112 были в том бою сбиты, трем летчикам удалось спастись. Нишизава записал на свой счет один «Корсар» корпуса морской пехоты США и один Р-40 ВВС Новой Зеландии.
Остаток лета 1943 г. Нишизава практически ежедневно летал на боевые задания в районе Рендова и Велла-Лавелла. Американские летчики из эскадрилий VMF-121, VMF-122, VMF-123, VMF-124 и VMF-221 упорно и безуспешно охотились за «дьяволом Тихого океана». За успехи в боевой работе командующий 11-м воздушным флотом адмирал Эничи Кусака в торжественной обстановке вручил Хироюши Нишизаве самурайский меч.
В сентябре 251-ю авиагруппу стали готовить к выполнению ночных перехватов, а Нишизаву перевели в 253-ю авиагруппу, которая базировалась на рабаульском аэродроме Тобира. В новом подразделении ас провоевал всего месяц, после чего его в октябре отозвали на инструкторскую работу в Японию. В ноябре Нишизава получил звание уоррент-офицера.
Ветеран тихоокеанских сражений воспринял новое назначение так, как если бы его назначили сиделкой в детские ясли. Нишизава рвался на фронт. Его многочисленные просьбы удовлетворили: летчик убыл на Филиппины в распоряжение штаба 201-й авиагруппы. Японцы готовились к отражению вторжения американских войск на Филиппины.
Здесь он участвовал в атаке, ставшей позже исторической - первой атаке корпуса камикадзе.
Датой первой успешной атаки камикадзе считается 25 октября 1944 г., когда лейтенант Юкио Сики и четыре других пилота нанесли удар по американским авианосцам в заливе Лейте. Определенную роль в успехе первой самоубийственной акции сыграл Нишизава: он во главе четверки истребителей сопровождал самолеты пилотов-камикадзе. Нишизава сбил два патрульных «Хэллкета». позволив Сики выйти в последнюю в жизни атаку. Нишизава сам просил командование позволить ему стать камикадзе. Опытным летчикам-истребителям всегда отказывали и этот случай не стал исключением.
Из воспоминаний Тадаси Накадзимы, одного из командиров и организаторов корпуса камикадзе:
Так как наш аэродром находился вплотную к району боев, на нем часто совершали посадку самолеты других частей, вылетавшие для атаки вражеских кораблей в заливе Лейте и к востоку от Филиппин. Кроме того, все отлично знали, что так хорошо, как в Себу, не кормят больше нигде. Наш интендант утверждал, что обеспечил лучшие обеды на всех Филиппинах. Именно знаменитая столовая на Себу стала причиной того, что чужие летчики охотно садились на нашем аэродроме.
Поэтому, когда наблюдатель доложил: «Капитан 2 ранга Накадзима, садятся 3 «Зеро», - я подумал, что они просто заглянули к нам перекусить.
Однако когда сел первый истребитель, его изрешеченный фюзеляж сразу показал, что это был не просто визит вежливости. Пилот выпрыгнул из самолета и побежал к командному пункту. Я сразу узнал в нем старшего уоррент-офицера Хироюши Нишизаву, с которым познакомился 2 года назад в Рабауле. Когда он подбежал ближе, стало видно, что он страшно возбужден. Остальные офицеры это тоже заметили и сразу собрались вокруг нас.
Нишизава прибыл, чтобы доложить о первой успешной атаке камикадзе, которую он видел. Это была атака звена «Сикисима» под командованием лейтенанта Секи. 5 «Зеро», несущие бомбы, и 4 истребителя сопровождения обнаружили вражеское авианосное соединение. Каждый пилот выбрал свою цель, и по сигналу Секи, который был ведущим, самолеты начали пикировать. В 10.45 самолет Секи первым протаранил вражеский авианосец. За этим последовал удар второго самолета, который попал в тот же корабль и почти в то же самое место. Нишизава сказал, что пламя и дым после этих попаданий поднялись в воздух чуть ли не на километр. Авианосец затонул. Третий самолет врезался в другой авианосец, который сразу загорелся. Четвертый самолет попал в легкий крейсер, который немедленно затонул. Пятый самолет, судя по всему, в цель не попал.
Летчики в Себу с огромной радостью выслушали этот рапорт. Они радовались не только успеху Секи, но и тому, что теперь рассеялись неясные предчувствия, которые мучили всех. Мы опасались, что когда самолет будет пикировать на высокой скорости, пилот инстинктивно будет закрывать глаза перед тараном и промахнется мимо цели. Эти опасения рассеялись, когда мы услышали рапорт Нишизавы, о том, как пилоты таранили одну и ту же цель.
Примечание
В тот день камикадзе потопили 1 эскортный авианосец и повредили еще 4. Похоже, что все 5 камикадзэ добились попаданий, а Нишизава просто неточно определил класс кораблей.
25 октября уже после 10 вечера я покинул командный пункт, чтобы поужинать. Отправить телеграммы и подготовить планы операций на следующий день, проделать остальную рутинную работу - все это требовало времени. Когда я пришел в столовую и заказал ужин, то с удивлением услышал, что все уже съедено. Смущенный донельзя ординарец объяснил: «Это был какой-то незнакомый старший уоррент-офицер. Он пришел и потребовал ваш ужин».
Сначала я ничего не мог понять, потому что это было немыслимо. Какой-то унтер требует ужин старшего офицера и съедает его! Но затем я вспомнил своего друга Нишизаву, который был способен на любую выходку, и рассмеялся.
Нишизава действительно заслуживал ужина. Днем он согласился передать мне свой «Зеро» и самолеты своих ведомых. Звено «Ямато» потеряло 6 самолетов 21 октября и теперь смогло отчасти восстановить свою силу.
26 октября Нишизава вылетел на самолете 1021-й военно-морской транспортной авиагруппы из Куби-Айленд в Мабалакэт (район Кларк-Филда), чтобы получить новый «Зеро».
На маршруте самолет пропал без вести, радист успел только передать сигнал SOS….
Обстоятельства гибели Нишизавы прояснились только в 1982 г. Транспортный самолет был перехвачен над северной конечностью острова Миндоро парой «Хэлкетов» из эскадрильи VF-14, которые его и сбили.
Летчик истребителя F6F Гарольд Ньюуэлл вспоминал:
- Я дал несколько коротких очередей по правому мотору японского самолета, после чего вся внутренняя секция правой плоскости крыла заполыхала. Самолет перевернулся через левое крыло и перешел в неуправляемое пикирование. Я продолжал стрелять до тех пор, пока не загорелся фюзеляж японца.
Лейтенант Ньуэлл идентифицировал сбитую им машину как бомбардировщик «Хелен» (Ki-49, двухмоторный бомбардировщик). Это соответствовало истине, так как на этой стадии войны бомбардировщики Ki-49 использовались исключительно как транспортные самолеты.
Хироюши Нишизаве посмертно было присвоено звание лейтенанта. В соответствии с официальными данными ВМС Японии Нишизава за время службы в 201-й авиагруппе лично сбил 36 самолетов и два повредил. Незадолго до гибели летчик подал рапорт своему командиру коммодору Харутоши Окамото, в котором указывалось количество побед, одержанных Нишизавой в воздушных боях - 86. В послевоенных исследованиях количество сбитых асом самолетов выросло до 103 и даже 147.
Истребитель А6МЗ модель 22 старшего петти-офицера Хироюши Нишизива, 251-я авиагруппа, префектура Аичи, Япония, весна 1943 г. Идентификационный код «UI» перед бортовым номером самолеты 251-й авиагруппы носили до июне 1943 г. Нишизава летал на этой машине в бытность инструктором.
Что примечательно - когда в 1998 году из-во "Оспрей" выпустило книгу Генри Сакайды «Imperial Japanese Navy Aces 1937-45», то на лицевой обложке был запечатлен именно самолет Нишизавы
350 кб
с комментарием: «Уоррент-офицер Хироюши Нишизава занимает позицию для окончательного выстрела, чтобы добить подбитый Корсар»
Сколько я не читаю про асов 1ой и 2ой мировых войн, они все были совершенно долбанутыми...
А все время фортуна выкидывает штуку с их смертями. А тут совсем грустная смерть.