Oct 06, 2015 01:27
В этом году я ни единого человека не поздравила с Днем Учителя. Хотя могла бы - было кого. Но почему-то не хотелось.
Лень? Да, возможно, но есть еще кое-что.
За последнее время мое отношение к профессии учителя поменялось полностью. И к профессиональному празднику учителей тоже. Разве не абсурд нести цветы и подарки тому, кто заведомо будет кошмарить твоего ребенка девять месяцев в году. Кто будет орать, обзываться, возмущаться, что его довели, давать нелестные характеристики ученикам.
В этот день если и стоит купить цветы, то только для того, чтобы возложить их к памятнику Янушу Корчаку. Но поскольку я не в Варшаве, нет смысла дарить цветы образовательным чиновникам, больше похожим не на Януша Корчака, а на тех, кто вел его с детьми в газовую камеру - правильных, послушных, бесчувственных бюргеров, всего лишь честно исполняющих поручения вышестоящего начальства.
Мне школа близка, время от времени я обнаруживаю себя стоящей у доски и ведущей урок. Но это не та школа.
Мне повезло. На заре лихих девяностых я пришла новичком в новую школу, которая открылась 1 сентября. До сих пор помню слова из речи директора Галины Степановны: пусть наша школа будет школой радости, школой демократии. Тогда отзывалось в душе. И не знаю, как сложилось потом, но нас эти слова не обманули, в школе все дышало атмосферой свободы. Нам не мешали расти, вот что было главным. Мы верили, что наша учеба нужна только нам. Допускаю, что на собраниях в РОНО, как и сейчас, ставились цели по успеваемости, поведению. Но чтобы директор пришла оттуда злая и устроила разнос учителям, а те в свою очередь, ученикам - такое представить было невозможно.
А сейчас? С этими экзаменами учителя просто превратились в нелюдей. У нас в семье "радость" - выпускной класс, ГИА. Истерика ощущается чуть ли не с первого сентября. Сын жалуется, что их непонятно то ли учат, то ли запугивают больше. Мнение учительницы, в целом адекватной, помогавшей в решении сложных ситуаций: "А если их не пугать, разве они будут готовиться?"
На познавательный интерес детей, похоже, никто не расчитывает, понимают, что к 9-му классу его убили у детей полностью.
На общешкольном собрании директор школы восхуел настолько, что заявил, как будто по новому Закону об образовании ответственность за выполнение домашних заданий лежит на родителях. И если ребенка поймают несколько раз с невыученными уроками, школа имеет право жаловаться на родителей в опеку, а там понесется... Я услышав это, сказанное публично, официальным лицом, непререкаемым тоном, сама была в ахуе. Потом перечитала текст закона в спокойной обстановке, ничего подобного не нашла в перечислении обязанностей родителей.
Нет такого пункта в законе. Это брехня. Причем брехня, рассчитанная на тупость и некомпетентность аудитории.
Ну и что в такой школе можно сделать? Я сама была в школе, поэтому знаю, самое лучшее, что можно сделать сейчас для школы - это уйти из нее. На собственной шкуре помню свое бессилие. Среди всей этой круговерти бумажек, на детей перестаешь обращать внимания. Спокойно поссать кажется удачей. 15 минут на обед, за которые тебя никто не сдернул из столовой - вообще счастье. В школе, где я работала, директор и завуч любили подойти к обедающему учителю и придумать срочное дело, которое надо было бежать исполнять тут же. Когда в этой обстановке кто-то из учеников желает пообщаться, радоваться невозможно. Или возможно, но эта радость со вкусом сожаления, какой хороший ребенок, если бы не срочный отчет, можно было отсетить на его вопрос как следует.
Но этот пост не о жалости к учителям.
Это пост о том, что если ты добрый человек, не надо устраиваться на работу в концлагерь в надежде на то, что ты будешь отводить людей в газовую камеру гуманно, не как все эти злые. Если ты такой добрый, подумай, как разрушить концлагерь и вывести из него людей.
И никаких цветов работникам концлагеря за их нелегкий самотверженный труд.
прошлое,
дети,
Януш Корчак,
школа