«Все счастливые семьи похожи друг на друга…». Большинство кронштадтских фортов тоже: те же доты и казематы, барбеты и потерны, орудийные дворики и прожекторные шахты… Есть ещё одно удручающее сходство: все они сильно загажены многочисленными «любителями прикоснуться к прекрасному» под водочку и шашлычок. Форт «Риф» - один из последних, оставленных военными, не избежал этой участи…
Скользящие вдоль берега кайтеры непременный атрибут дороги, ведущей к форту.
Западная оконечность острова Котлин всегда привлекала армейских инженеров. В 1705 году отсюда, с Котлинской косы, дважды давал отпор шведским десантам сводный отряд бравого полковника Толбухина. Затем место заняла древо-земляная батарея 11-дюймовых орудий, просуществовавшая почти до конца XIX века. В 1890 году на её территории возвели несколько казематированных построек для испытания нового тогда в крепостном деле портландцемента. Результатом шестилетних исследований стало повсеместное строительство «апробированных» на кронштадтском мысу защитных сооружений.
Ну, а на бывшем полигоне в 1909 - 1915 годах возвели новый форт - «Риф» - под стандартную пару бывших тогда в ходу крепостных орудий: четырёх 10-дюймовых Бринка и восьми 6-дюймовых орудий Канэ. Всё это получило название «Батареи «Александровской», но дальше официальной переписки так и не пошло…
Революцию гарнизон форта встретил с энтузиазмом. Вскоре, однако, энтузиазм несколько поиссяк, а спустя три года и вовсе вылился в знаменитое Кронштадтское восстание (1921). Впрочем, бойцы «Рифа» особого сопротивления красным частям не оказали, зато именно отсюда, по мартовскому весеннему льду, уходили в Финляндию последние защитники мятежного Кронштадта.
Новая эпоха принесла новое название - форт «Комсомольский». Но «Риф» так и остался «Рифом» и даже в Великую Отечественную особых боевых подвигов не совершил. До северного берега батареи форта не доставали, а на южном немцы находились более чем в двадцати километрах и также были недосягаемы.
В 1953 году «Риф» пережил капитальную реконструкцию. На месте 10-дюймовых орудий Бринка установили 130 миллиметровые Б-13-3С, закольцевали орудийные дворики, смонтировали систему продувки стволов сжатым воздухом, поставили радиолокационную башню… Но время с неумолимостью неслось вперёд и надобность в подобных сооружениях уже отпала. В результате Кронштадтская крепость была расформирована…
В конце 60-х годов форт превратился в интендантско-складскую базу военно-морского флота, и только жилой городок ещё занимало небольшое подразделение радиотехнической службы. Когда же ушло и оно, хозяйство вовсе пришло в упадок, а в 90-е годы рухнуло окончательно. Правда, вплоть до начала 2014-го, территория «Рифа» ещё считалась «запретной зоной» и охранялась немногочисленными силами угрюмых «вохровцев» с нетолерантными к чужакам псами. Наконец, воссияла свобода. Охрану убрали, и на территорию бывшего «Комсомольского» хлынул поток нашего брата-туриста. Последствия вы представляете…
Ну, а теперь, собственно фотографии:
Дорога к форту. Именно по ней и также, возможно, утопая в песке, в ночь с 17 на 18 марта 1921 года двигались к своей финской Голгофе разрозненные отряды мятежных кронштадтцев.
Ворота в «Зону». Обратите внимание на небольшое пепелище в правой половине кадра. Ещё в феврале 2014 года здесь была караулка, ставшая первой жертвой обретённой свободы.
Согласно ржавой табличке при входе перед нами «Пункт ежедневного технического обслуживания».
Тот же «Пункт» изнутри.
Справа вдали - командно-наблюдательный пункт (КНП) правофланговой батареи. Слева - 3-амбразурный пулемётный ДОТ (№ 33) береговой обороны (1935). За деревьями - башня радиолокатора 1950-х годов.
Цветочек (для разнообразия). В детстве мы называли подобные «чайной розой» (не знаю, уж, почему). Такими кустами шиповника обильно засажены не только дорожки, но и вся территория бывшего форта.
Интерьер некоего «Штабного здания» (так оно обозначено на плане). Возможно, "штаб" той самой радиотехнической части. К сожалению, фотографию самого здания я почему-то не сделал. С виду - обычный кирпичный дом «о двух этажах». Если выглянете в окно, наверняка, увидите такой же.
Ботинки солдатские. Б/у. Обнаружены в «Штабном здании». Не иначе также «штабные».
Казарма-укрытие для нижних чинов. 1900-е годы.
Вход в караульное помещение. 1930-е - 1950-е гг.
Та же караулка с частью прилегающей территории.
Офицерская казарма-укрытие. Конец XIX - начало XX вв.
Импровизированный умывальник у караульного помещения. Это уже, без сомнения, «наши дни».
Горжевая часть укреплений центрального участка форта. Начало 1900-х годов..
Такими «антивандальными» решётками «забраны» сейчас многие проходы и помещения «Рифа», дабы предотвратить «несанкционированное проникновение» в подземные сооружения форта.
Вход в наблюдательный пункт (НП) центрального сектора обороны. 1930-е гг (?)
Этот же наблюдательный пункт изнутри.
Предположительно, одна из позиций зенитного расчёта, или НП. 1930-е гг.
Шахта скрывающейся артиллерийской бронебашни. По мнению некоторых специалистов, предназначалась для 57-мм крепостного орудия, опускавшегося и поднимавшегося для стрельбы с помощью системы противовесов и рычагов, использовавших силу отката при выстреле.
Командно-наблюдательный пункт (КНП) зенитной артиллерии. Середина 1930-х гг.
Непонятная штуковина в одном из внутренних помещений. Неужто «термояд»?:))
Командно-наблюдательный пункт (КНП) правофланговой батареи. Круглая башня слева - шахта выдвижного полутораметрового прожектора.
Одно из помещений бывшей казармы для нижних чинов. Современное состояние.
Вид на риф Котлинской косы от нижнего фаса правофланговой батареи.