Оригинал взят у
diabaz в
Пятая гора Есть в Ленобласти такое местечко, под названием Кюрлевский карьер. Оно интересно во-первых тем, что из него берет начало река Оредеж, а во-вторых - цветом берегов и дна. Дело в том, что там добывали порошкообразную известь -
гажу. Вода в озере насыщена большим количеством мельчайшей известковой взвеси. А дно покрыто белым илом и, на глубине, большими пятнами своеобразных очень жестких водорослей - о них можно даже ободраться. Такие вот меловые кораллы.
Рядом ещё один интересный объект. На этот раз не природный, а архитектурный.
Если ехать от деревни Донцо в сторону Елизаветино, то на пути лежит посёлок со странным названием Пятая гора. Чуть не доезжая до него, рядом с дорогой, на холме (пятой горе?) открывается вид на живописные руины. Что это? Похоже на небольшой дворец, усадьбу. Нет - при ближайшем рассмотрении явно видно, что это церковь. А какой необычной формы - овальной! Церковь-ротонда, сложенная из известняковых плит. Но в каком состоянии - боже ж мой...
Кое-что из истории места удалось узнать у местной жительницы, проходившей мимо, а кое-что нашёл уже дома, покопавшись в Глобальных Тенётах.
Итак:
На название деревни пролить свет не удалось, но известно, что в начале XVIII века рядом с ней располагалось одноимённое имение Якова Брюса, сподвижника Петра I.
Позднее мызой владел Федор Максимович Брискорн, сенатор, почитатель германского мистика Иоанна Госснера, книгу которого он переводил на русский. Но вскоре после её выхода в свет, по распоряжению министра просвещения А.С. Шишкова, всех причастных к изданию отдали под суд, а экземпляры издания сожгли. Подробнее об этом нашумевшем деле можно почитать
здесь.
Федор Максимович не угодил под арест только потому, что успел умереть в 1824 году. Его безутешная вдова и распорядилась возвести над его прахом в 1826 г. (по другим данным в 1829 г.) церковь Св. Живоначальной Троицы. Храм стоял прямо напротив усадьбы. Господский дом был деревянным, хозяйственные строения каменными. На склонах холма раскинулись парк, фруктовый сад и пруды. Кирпичные тумбы бывших ворот на опушке лесных зарослей - единственное, что ныне об этом напоминает.
В XX веке церковь долго оставалась действующей. Более того, службы в ней продолжались и во время оккупации.
«В годы Великой Отечественной войны в юго-восточных районах Ленинградской области оставались лишь две официально незакрытые церкви Свято-Троицкая в селе Пятая Гора и Успенская в селе Большая Вруда, однако вторая не действовала с 1938 г. из-за отсутствия священнослужителей, а настоятель пятогорского храма священник Иоанн Васильевич Маршев летом 1941 г. эвакуировался. Одним из первых с 21 сентября 1941 г. в Троицкой церкви Пятой Горы стал служить священник Иоанн Андреев, бывший настоятель храма на ст. Кикерино, работавший в 1939 - августе 1941 г. бухгалтером на пуговичной фабрике и известковом заводе в поселке Елизаветино.»
Когда она был закрыта - не ясно. Видимо в пору хрущёвской волны борьбы с религией. Однако люди говорят, что ещё в конце 60-х она была в нормальном состоянии. А потом зачем-то разобрали кровлю и понеслось…
Необычная архитектура. Мы привыкли к тому, что интерьер храма должен быть мрачноватым - тёмные углы, отблеск дрожащих огоньков свечей на тяжёлых золотых окладах. А тут в окна рвалось столько света, солнца, зелени деревьев, окресных полей! Очень радостное было место.
Было...