Время уходит и я все чаще и чаще задумываюсь о том, что необходимо оставить какой-то след, воспоминания о том, как оно было во времена моей молодости. Итак, тема нашего сегодняшнего разговора - дискотеки 70-х.
Все, что я опишу происходило в г. Алупке, на Южном Берегу Крыма, у нас, конечно, была своя специфика, но я уверен, что и в других местах тогда все было похоже.
Во-первых сразу поправлюсь. Никаких "дискотек" в то время не было, назывались они совершенно по-другому: "танцы". Вот именно "танцы" а совсем не"дискотеки". Слово "дискотека" появилось в начале 80-х и очень быстро вытеснило "танцы". А в середине-конце 70-х были именно "танцы".
Я тогда был совершенно малым пацаном и у нас на "Зеленом мысу" в Алупке были именно "танцы" -- они отрывались в 8 часов вечера и к открытию обязательно приезжал "луноход" -- машина с милицией.
Зачем машина с милицией - объясню позже.
Мы -- местные пацаны никогда на "танцы" за деньги не ходили. Это было просто неприемлимо. Билет тогда стоил 50 копеек, но если кто-то из нас и купил бы его, то навлек на себя море позора:
"Правильные" пацаны ни за что в жизни на "танцы" билеты не покупали -- они перелезали через забор.
Танцплощадка была ограждена забором, но мало того: забор (точнее его верхушка) еще и была вымазана дегтем: чтобы если кто и отважится перелезть через забор, чтоб вымазался в мазуте.
Нас это, кстати, совершенно не смущало: мы умудрялись все равно через забор перелезть и в дегте не измазаться! Куча способов была: от простой тряпки, которая на забор накидывалась, до сложных акробатических трюков, когда двое буквально перекидывали третьего через забор.
Тогда из одежды самое популярное было: брюки клеш. Выглаженные, с острыми краями брюки. Джинсы были неслыханной редкостью: за них могли и побить, могли и снять, и далеко не каждый отваживался в них на танцы выйти. Обязательно длинные волосы, тогда они были в моде и рубашки с длиными воротниками. Подпоясываться полагалось офицерским ремнем, на худой конец - солдатским с бляшкой.
Девушки одевались следующим образом: обычно короткая юбка и рубашка, иногда платье, а вот в джинсах редко кто приходил: джинсы в то время были редкостью, стоили от 180 рублей (полторы месячных зарплаты) и их еще и достать надо было у моряков или у фарцовщиков, которые ими торговали. Джинсы обычно надевали девушки, у которых родители были "крутые" -- простым смертным они и не снились.
Итак, мы перелезаем через забор, не пачкаемся и начинаем танцевать.
Тогда, в то время музыку исключительно играли "лабухи" - молодые ребята, организовавшиеся в ВИА (вокально-инструментальный ансамбль) -- или как мы их еще называли бухально-наливально-выпивальный-ансамбль. Тонкий намек на то, что трезвостью они не страдали. Они начинали зажигать, пели песни типа "Красные маки, капли солнца на земле" или подражали заморским звездам, Аббе какой-нибудь или Бони-М. В 77 и 78 годах это были самые крутые "хиты", а одним из самых-самых хитов была песня группы Eruption "One way ticket to the Moon". Только от одних звуков этой песни танцующие приходили в неописуемый восторг. Позже, под самый конец 70-х стали хитами песни группы Чингиз-Хан, но тогда уже все чаще вместо ВИА стал играть магнитофон и танцы начали умирать - им на смену шла дискотека. Но в общем основной репертуар был советским, хотя перековеркивая слова и в основном наигрывая одну только музыку наши "лабухи" спокойно могли что-нибудь этакое сварганить. Талантливые были ребята.
Перелезши через забор мы оказывались на танцплощадке. Теперь замечание:
Мы были "местные". Все те, кто к нашему клану не принадлежал, "подыхайки" например (так называли отдыхающих) были если и не враги, то инородное тело. С ними мы особо не церемонились и обращались по принципу: "чуть что - сразу в пятак".
Какая могла быть причина? Да любая. Например ты танцуешь с девушкой, парень танцующий рядом слегка задевает ее плечом и вот, пожалуйста: причина для драки найдена.
Следовало к нему обратиться крайне грубо, например: "Ты бык, куда прешь?" Если парень рассыпался в извинениях и отдалялся от тебя на приличное расстояние, то как правило, ему это прощалось. Если он на вызов отвечал грубо и хамил, тогда полагалось отодвинуть девушку в сторону и соблюсти все формальности:
- Пойдем выйдем?
Это могло звучать особенно гротескно, если местному парню было лет шестнадцать, а приезжему, скажем двадцать пять. Если приезжий не знал местных правил, он мог просто послать подальше в этом случае драку надо было начинать первому. Как только воюющие стороны обменивались парой тумаков раздавался истошный крик: "местных бьют"!!!!
Драка на местном жаргоне называлась "махач".
Если ты - правильный пацан, то значит у тебя должна была быть "подписка". Что такое подписка на жаргоне 70-х? Подписка это значит, что в случае драки большинство пацанов вокруг за тебя подпишутся, то есть вступят в драку на твоей стороне. Подписка была не у всех: если ты какой-нибудь очкарик из 9-Б который хоть и местный, но не влившийся в "коллектив" - за такого могли и не подписаться. Но, правды ради скажу, подписка была у большинства местных. Это зимой мы могли ходить стенка на стенку между собой, а летом все объединялись против приезжих.
Теперь было важно, была ли подписка у приезжего (то есть был кто-то кто готов был его защищать) или нет. Если у него подписки не было, то дела его были плохи: могли серьезно тумаков надавать.
Скажу только сразу, что никаких ножей или кастетов, нунчак у нас не было. Это было строго-настрого запрещено нашим пацанским кодексом чести, но была еще одна причина: просто за драку ну максимум на сутки могли в "обезьяннике" закрыть, если доказывали, что ты ее начал, а вот за нож можно было и за решетку попасть. Поэтому ножей или еще чего у нас не было в принципе. Максимум, что было разрешено, это снять ремень, намотать на руку и бить им, только обязательно бляшка не должна была быть залита свинцом, за бляшку залитую свинцом свои же могли покарать.
Если брали менты, то ответ был стандартным: "заступился за девушку". Это, как тогда говорили, "канало". Менты отпускали, особо не загружая. Главное, чтобы не было ножа, кастета, крови. Вот за это могли "закрыть". А за простой "махач" отпускали. Менты тоже были люди и тоже понимали, что время такое, за простую драку попасть на зону (чтобы закрыли) было нереально.
Драка могла развернуться где-нибудь по-тихому в темном уголке, а могла и в центре танцплощадки. Тут очень интересно вели себя лабухи: они ни в коем случае они не прекращали играть! Наоборот, они начинали играть во все убыстряющемся темпе и еще громче, словно поддерживая нас, местных (лабухи, сами понимаете, из наших были). И вот под этот ритм на танцплощадке в самом центре разворачивалась драка. Дежурная сразу же начинала свистеть в свисток, если "луноход" стоял рядом из него неторопясь (они никогда не торопились, чтобы нам хоть немного повеселиться можно было) менты и бросались разнимать дерущихся. В особо тяжелых случаях даже стреляли в воздух, что мгновенно всех успокаивало, но сразу скажу: это было редко.
Это если "луноход" стоял рядом. Но ведь он мог и не стоять! Он мог уехать на вызов, оставив танцплощадку одну. Тогда могло разгореться и пожарче: драка (махач) могла стать массовой, особенно если у приезжего была хорошая "подписка".
Лично я помню может быть только пару вечеров, когда танцы проходили мирно и без приключений. На самый крайний случай, если вдруг все было тихо-мирно драка могла возникнуть сразу после танцев, как правило из-за девушки.
Мы же были "правильные" пацаны и подраться за девушку было делом чести. Девушкам, кстати, тоже очень нравилось когда из-за них дрались. Более того, девушки достаточно часто эти драки и провоцировали!
Тогда принято было классифицировать девушек на "с сиськами" и "без сисек". То есть, говоря нормальным языком на тех, кто пришел на "танцы" в бюстгальтере или без него. Девушек, которые были "без сисек" на танцы приглашали гораздо чаще. Придти на танцы без бюстгальтера - это был вызов, наши "правильные" пацаны его полностью поддерживали.
Никогда не забуду такой случай: пришли мы с Виталиком на танцы, а его взгляд упал на молодую, наших лет брюнеточку, из приезжих. Виталик аж остолбенел и не решался к ней подойти и пригласить на танец. Знаете, бывает такой ступор, когда человек очень нравится. Секунда промедления и вот молодой паренек из приезжих уже кружит девушку в танце: тогда на один быстрый был один медленный танец, это не современная дискотека, где медленных танцев очень мало, а тогда еще была такая штука как белый танец (его объявляли) -- девушка сама должна была пригласить на танец.
Итак, Виталик увидел как на его глазах у него увели так понравившуюся ему девушку. Он думал, что может раз потанцуют и разойдутся, но не тут то было: приезжий парень с девушкой разговорился, они стали танцевать вместе и следующий танец, вообщем для моего приятеля знакомство никак не складывалось. И вот и кончились танцы (тогда они закрывались строго в половине одиннадцатого) и мы всей толпой вышли на дорогу. Девушка шла вместе с парнем, Виталик обогнал их и ничего не говоря нокаутом (удар у него был тяжелый) ударил парня в лицо, да так, что он от неожиданности улетел в кусты на обочине. После этого Виталик галантно разшаркался перед девушкой и произнес стандартную фразу: "Девушка, я очень хочу с вами познакомиться". И что вы думали? До дому девушку именно он и проводил, насколько я помню они даже немного повстречались.
Вот так и проходили дискотеки танцы 70-х. Много на эту тему можно было бы написать, та эпоха уже давно закончилась, осталось только немного воспоминаний. Мы были молоды, в наших жилах текла горячая кровь, ни интернета ни видеоигр у нас не было, проэтому самым обычным развлечением была драка, а подраться на танцах это было просто ритуальным действием, танцы 70-х без драки представить себе было очень сложно.