Оригинал взят у
sretenie_portal в
Покаяние Тенгиза Абуладзе 31 января - 90 лет со дня рождения Тенгиза Абуладзе, выдающегося грузинского кинорежиссера, автора фильма «Покаяние».
Современная молодежь на вопрос должна ли она нести ответственность за преступления своих предков, почти всегда искренне и недоуменно отвечает: а почему мы должны отвечать за то, чего мы не делали? Так думает не только молодежь, такой ответ можно услышать и от взрослых людей. В нашем народе отсутствует чувство преемственности, просто у современного человека в России нет ощущения того, что те, кто жили до тебя 50-60-70 лет назад и ты сам - это по сути один народ. Постсоветским людям, живущим сегодня, трудно думать о том, что они, хотят они этого или нет, наследуют прошлое своих родителей, бабушек, дедов и далее: мировоззрение, нравственный уровень, страхи и т.д. Может быть, поэтому тема покаяния народа за преступления совсем еще недавнего советского прошлого продвигается с колоссальным трудом и практически одними усилиями отдельных людей или объединений людей, таких, как общество «Совесть» или Преображенское содружество малых православных братств - тех, кто об этом говорит и пишет сегодня в обществе.
Одним из таких одиночек был Тенгиз Абуладзе, грузинский кинорежиссер, которого по праву можно назвать выдающимся. Сегодня исполняется 90 лет со дня его рождения. Самой значительной его работой в кино стал фильм «Покаяние». В 1987 г. на Каннском фестивале он получил Гран-при, специальный приз Международной федерации кинопрессы, а также приз экуменического жюри. Кинокартина вошла в справочник «Первый век кино», где названы фамилии ста лучших режиссеров мирового кино.
В солнечной Грузии хоронят местного вождя, влиятельного человека Варлама Аравидзе, а утром находят его тело у богатого дома его сына Авеля. Это повторяется каждый день. В одну из последующих ночей поймана с поличным Кетеван Баратели. На суде она рассказывает историю своей семьи. Когда Кетеван было восемь лет, местный вождь Аравидзе отправил в лагерь её отца-художника и мать Нино, а саму Кетеван пустил по миру. Теперь после смерти вождя в городе всё «схвачено» - власть перешла к сыну покойного Авелю, который не хочет бередить прошлое и замалчивает его. Но неожиданно вину за грехи диктатора берет на себя внук Варлама. Он хочет жить и умереть честным человеком, чтобы после его смерти его тело никто не выкапывал из могилы. Молодой человек не выдерживает открывшейся лжи своих родителей и их окружения и кончает с собой. И только после этого опомнится Авель. В нем совершается покаяние. Он сам выкапывает тело отца и выбрасывает его.
«Покаяние» было снято в 1982-1984 гг., в эпоху застоя, когда на публичное обсуждение темы сталинизма и его преступлений было наложено табу. Абуладзе понимал, что никто не даст ему снять этот фильм. Тогда он решился на отчаянный шаг и обратился прямо к Шеварнадзе, в то время первому секретарю ЦК КП Грузии. После долгого молчания состоялась встреча режиссера и политика. Шеварднадзе сказал, что фильм надо снимать.
- Как снимать?!
- Тенгиз, ты будешь преступником, если не сделаешь это кино!
Наверх сообщили, что снимается историческое полотно на морально-этическую тему.
Фильм достиг зрителя, пройдя трудную дорогу. Сначала весь отснятый материал, который отправлялся на проявку, каждый раз намеренно портился в лаборатории. Так было погублено пять тысяч метров отснятой пленки, пока Тенгиз Евгеньевич сам не поехал разбираться в Тбилиси. Затем случилась новая беда - актер фильма Гега Кобахидзе, игравший Торнике, внука Варлама, участвовал в захвате самолета. При обыске в его доме был найден сценарий, который, «компетентные органы» на деле видели впервые. В ЦК была отправлена служебная записка: «Абуладзе снимает антисоветский фильм; необходимо, чтобы сценарий был уничтожен, а весь отснятый материал - сожжен».
Для семьи Тенгиза Евгеньевича это были страшные времена. Он стал выносить книги из дома и прятать у родственников. Каждую ночь ждали ареста. В фильме снималась или так или иначе принимала участие почти вся его семья: жена, дочь, невестка, даже внук исполнил роль мальчика, зовущего Нино на станцию. Так они словно оказались в том времени, о котором хотели рассказать в фильме.
31 января 1984 года, в день шестидесятилетия мастера, ему пришла телеграмма от Эдуарда Шеварнадзе с пожеланием успехов в работе. Это означало, что фильм все-таки выпустят на экран.
Премьера состоялась в конце 1986 в московском Доме кино во многом благодаря личной заслуге Элема Климова, бывшего в то время первым секретарем Союза кинематографистов СССР. На широком экране «Покаяние» появилось в прокате в марте 1987 г.
«Время Варлама Аравидзе настолько абсурдно, что передать ее можно лишь с помощью абсурдных же средств. О такой жестокой реальности говорит Микеланджело: «Отрадно спать, Отрадней камнем быть, Нет, в этот век, Преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - Удел завидный. Не тронь меня! Не смей меня будить!» Абсурд того времени предает мне решимости сегодня", - писал Тенгиз Абуладзе. Фамилии «Аравидзе» в Грузии не существует. Она происходит от слова «аравин», что означает «никто». Варлам Никто. Все диктаторы могут претендовать на это имя.
Образ Авеля, сына Варлама, современному поколению больше знаком. В нем нет диктатора, он прагматичный, сын, желающий пожить в приобретенной отцом власти. Ему совсем не хочется ворошить прошлое и нести ответственность за преступления отца, он считает, что лучше их замолчать, так удобнее. "Я считаю, что Авель страшен. Он даже опаснее Варлама, потому что поступки того можно хоть иногда предвидеть. А с Авелем ничего наперед знать нельзя. Его ничто не волнует. Такие люди - питательный бульон для будущих Варламов. Они не сдаются, потому что думают: «после нас хоть потоп»", - Тенгиз Абуладзе.
То, что происходит с Авелем в конце фильма после смерти сына можно назвать пробуждением в человеке человеческого, когда он вдруг понимает, что зло, с которым он соглашался раньше, замалчивая его, убивает и его самого, и то, что еще осталось ему дорого по-настоящему.
Такое пробуждение как освобождение от лжи, цинизма, фальши и возвращение к тому, что называется достоинством человека - любви, красоте, правде, без которых его и нельзя назвать живым, может происходить и сегодня, если современный постсоветский россиянин наберется сил и взглянет на свое прошлое трезво, не отказываясь от него и не замалчивая, начнет жить и поступать по-человечески. Это трудно, но без покаяния как освобождения от всего злого, что досталось нам по-наследству, человек в каком-то смысле всегда будет несчастен, так и будет пребывать в столь характерных для современного человека частых депрессиях и состоянии внутренней пустоты. В то время как он может жить иначе, когда «не может погибнуть прекрасная суть человеческая» даже под натиском сгущающих сил зла. Это слова Важи Пшавелы, поэта и пророка, эпиграф к «Мольбе», еще одному прекрасному фильму Тенгиза Абуладзе.