Портрет Королевы Тоники из сказок теории музыки "Государство Лад". ИИ.
Стоял июнь 1987 года.
В Харьковской консерватории началась пред выпускная суета. Мне предстояло защитить свой диплом. Или не защитить. Третьего не дано! Или большое плавание - или на дно, пуская пузыри. Так было предначертано судьбой и кафедрой истории музыки.
День моей защиты был поставлен на карандаш у многих моих недоброжелателей. Сплетни и предвкушение большого скандала раскрутили событие и предчувствие моего падения и позора перед профессурой и аспирантами. Такого прецедента это высшее музыкальное учебное заведение еще не помнило (не знаю, было ли что-то подобное потом).
Я готовилась к приговору "казнить нельзя помиловать". Исхода этой защиты диплома не знал никто. Интрига, однако! Готовила я свои исследования сама, на свой страх и риск, без куратора или помощи извне. Только я, библиотека и печатная машинка.
Своим волевым решением я не просто отказалась от помощи, но и оскорбила в лучших чувствах всю кафедру почтенных профессоров Харьковского Института Искусств ( а попросту Харьковской консерватории). На меня уже давно реагировали как бык на красную тряпку.
Вот такой им достался тореадор!
Секвенция разочарований началась с декана
Ирмы Львовны Золотовицкой.
Именно она во время моего поступления пророчила мне "большое будущее" в музыковедении. Такой вывод был сделан, когда моё абитуриентское сочинение о 40 симфонии Моцарта пошло по рукам профессоров и, как мне позже сообщили, было разобрано на цитаты.
Click to view
Ансамбль Ольги и Миланы (мамы и дочки) исполняет тему из 40 симфонии Моцарта в рамках изучения теории музыки в Академии Софт Моцарт. Сертифицированный преподаватель Ольга Михайловна Егорова (Москва, Россия). 2023
"Вы - прирожденный музыковед!" - сказала Ирма Львовна, осеняя меня своим лучистым взором. "Я - прирожденный лазутчик!" - хотелось ответить тогда, но я промолчала. "Считайте, что Вы уже в консерватории!" Это было сказано после пятого экзамена. Оставалось еще 6, но стоило мне показаться перед комиссией, они все улыбались и ставили мне неизменное "отлично".
И что? Вместо благодарности и вечной признательности я обидела Ирму Львовну, наотрез отказавшись от её кураторства при подготовке дипломной работы.
На меня возложили надежды. Я их не оправдала. Ибо "лазутчиком" была - им и осталась.
Вся проблема была в выборе темы.
Тему для дипломной я выбрала "неправильную": "Как научить детей слышать и понимать сонаты и симфонии". Эта тема не устраивала ни одного арийца музыковеда в нашем элитарном учебном заведении.
"Вас с этой темой и в аспирантуру не возьмут!" - предупредила меня Ирма Львовна. "Я уже решила, что не пойду в аспирантуру!" - последовал ответ. "Но у нас есть только один специалист по методике и педагогике!" - сказала Львовна. "Чтож, значит вопрос с куратором решен: выбирать не из кого!" - ответила я.
Лидия Ивановна Шубина - мой куратор, единственный специалист в области музыкальной педагогики - взвыла уже на второй встрече, посвященной моим исследованиям.
"Я не могу с ней работать!" - заявила она на собрании кафедры. "Не понятно, кто из нас студент, а кто профессор" - горько поведала она всем. Кафедра посмотрела на меня с немым укором. От меня ожидали заламывания рук и посыпания головушки пеплом. Я стояла и улыбалась. Лазутчик же!
"Что нам с Вами делать?" - спросили меня ехидно то ли Мизитова, то ли Иванова - тандем историчек.
"Позвольте работать над своей дипломной без куратора!" - сказала я и сама удивилась собственной дерзости.
"Как это без куратора? Так не положено!" - возмутилась кафедра.
"Так я ж не против куратора! Это куратор со мной работать не хочет. Есть ли у нас в консерватории еще специалист по музыкальной педагогике?" - задала я вопрос, ответ на который уже знала заранее.
Не получив ответа, я сказала то, что могла: "Так вот, если единственный педагог по этой специальности отказался от меня, остается одно: готовить диплом самостоятельно!"
Разразилась тишина. Никто не ожидал такого выпада.
"Может, вы просто смените направление исследований?" - испытвала меня на прочность Ирма Львовна.
Click to view
Дети одной из школ Калининграда готовятся к прослушиванию Пятой симфонии Бетховена через проигрывание "тизера" - основной темы симфонии с помощью технологии Soft Way to Mozart. Сертифицированный педагог Ольга Александровна Оситковская. 2024 год.
"Не могу! Я в консерваторию поступила только ради этого" - сказала я твёрдо. Ирма смотрела на меня с жалостью, как на умалишенную. В её глазах читалось: "Милая, ты не ведаешь, что творишь. Остановись, пока не поздно!"
Кафедра попросила меня выйти, чтоб посовещаться.
Я стояла в коридоре, смотрела в окно и слышала голоса профессоров, которые возмущались моей неслыханной наглостью и их планами размазать меня по стенке во время защиты. Обсуждение вопроса затянулось часа на два. До сих пор не понимаю, о чем они все там так долго спорили! Меня позвали опять, чтобы огласить приговор: или триумф и диплом - или никакой корочки об окончании вуза. Кафедра, уставшая и охрипшая, поспешила к выходу, обходя меня стороной, словно я прокаженная. А я стояла и улыбалась. Меня, наконец, оставили в покое и дали добро работать самостоятельно.
И вот, час расплаты настал. Ко дню защиты Иванова и Мизитова уже шипели и булькали как закипающий чайник в предчувствии моего позора. Отказавшегося от меня куратора Лидию Ивановну, однако, попустило. Она, в конце-концов, смирилась с моим упрямством и даже периодически интересовалась, как у меня дела. Некоторые тезисы из дипломной обсуждала с кафедрой педагогики и психологии на всякий случай, ибо ученые, на которых я ссылалась, в учебную программу не входили. Хотя если бы и входили... педагогику у нас посещать было не модно. Это был даже не второстепенный предмет.
Время корриды приближалось.
Стоит ли говорить, что в день моей защиты зал был полон слушателями? Я даже разволновалась немного, что вдруг спектакль пройдет не так ярко и артистично, как все надеются. Прямо передо мной осторожно и очень медленно вошла в кабинет
Галина Александровна Тюменева, консерваторская "бабушка". Она давно не читала лекций, но писала книгу о Николае Коляде, рано ушедшем украинском советском композиторе. Я ассистировала ей, была её "глазами", потому что зрение у бабушки было на нуле.
Галина Александровна очень хорошо ко мне относилась. Она так переживала за судьбу моего проекта, что сама, пешком пришла на мою защиту. Никто не ожидал, что она придет, потому что она очень редко могла себе позволить пешком дойти до консерватории. Как же она в меня верила и насколько хотела помочь! Только сейчас понимаю всю важность этого её поступка. Она смотрела слепыми глазами туда, где находилась я и улыбалась. И я не имела права её огорчить. Вот из-за неё я слегка заволновалась. Мне не хотелось, чтобы "избиение" произошло при ней.
В кабинет вошла глава экзаменационной комиссии из Московской консерватории
Вера Васильевна Горностаева. "Всё теперь зависит от того, прочла ли она мою работу - или по диагонали прошлась..." - подумалось мне и стало еще адреналиновее.
"Прошу каждого выпускника встать, когда объявим ваше имя!" - прозвучал голос секретаря этого события. Услышав своё имя, я встала и посмотрела прямо на Горностаеву. Та сразу же, незамедлительно, при звуке моего имени и фамилии, оторвалась от чтения и с большим любопытством оглядела меня с ног до головы.
"Она всё прочла и поняла!" - сказало мне Информационное поле. "Перестала волноваться? А теперь ПОЕХАЛИ!"
И понеслось!
Я рассказала уважаемой аудитории о праве каждого ребёнка общаться с музыкальной информацией 1 на 1 без посредников. О том, что это право каждый человек имеет от рождения. Имеет, но не может им воспользоваться.
Я рассказала, что разработала поступенные шаги, которые необходимо сделать, чтобы привлечь внимание малышей к сложным музыкальным конструкциям. Рассказала и о выработанных мною алгоритмах обучения. Подробно описала, как привлечь хотя бы на миг неокрепшее детское внимание, а потом постепенно усилить его концентрацию. Я описала систему, с помощью которой нужно развивать музыкальное мышление ребенка. Я наглядно, с помощью науки рассказала, как можно сделать музыкальный язык проводником в мир всесторонне развитых и творческих людей.
Опираясь на новейшие открытиях в области психологии и педагогики, я рассказала всем присутствующим о своей мечте: дать детям самое лучшее из достижений мировой цивилизации - начальное музыкальное образование. Всем детям, без фильтраций и каких либо кондиций.
Когда я закончила, в кабинете стояла полная тишина. "Есть вопросы?" - спросил секретарь. Иванова и Мизитова рвались в бой. Вопросов у них было море. Бушующее море, надо заметить. Но тут Горностаева встала с места и сказала: "Какие тут могут быть вопросы? Эту дипломную надо публиковать и чем скорее, тем лучше! Это нужно прочесть каждому музыканту профессионалу"
"Я - твой рыцарь, Королева Тоника!" - учащийся нашей Академии Аким, обладатель Медали Королевы Тоника и значка Охранника Королевы. Сертифицированный педагог Галина Васильевна Можайская (Алтай, Россия) 2020-е
Из кабинета вслед за мной вышла Галина Александровна Тюменева. Глядя на меня слепыми, но полными слёз глазами, она сказала: "Если речь идёт о публикации, ниже пятёрки они не поставят!" Пришел Игорь с букетом цветов. Мы вручили букет Галине Александровне и попросили разрешения проводить её домой. Перед тем как попрощаться она повернулась к нему и вдруг произнесла: "Берегите её. Она - гений!" "Ну и я тоже не дурак!" - подумал Игорь, но не произнес этого. Произносил потом, когда заходила речь об этой истории.
Мою работу не опубликовали. В СССР широким шагом шла перестройка. Разваливался нерушимый союз.
Мне некогда было огорчаться по поводу несостоявшейся публикации. Теоретически всё было изложено, донесено до сведения и защищено. Осталось сделать самую малость:
1. Опробовать теорию на практике. И вот уже не прошло и полгода, как мои ученики Запорожской музыкальной школы №2 распевали: "Тоника, Тоника, я - твой рыцарь, Тоника!" Это был гимн Королеве Тонике - самому важному персонажу Государства Лад, который притягивал к себе всех остальных, умел ответить на все вопросы, разрулить любые конфликты.
2. Каким-то образом переместиться в США, выучить язык и создать интерактивный компонент с помощью новейших технологий
3. Выстроить новую школу обучения, в которой всё - и теория и практика - не только учило, но воспитывало новое поколение людей разумных, уверенных в себе, гармонично развитых и творчески окрылённых.
Первый раз я посетила Харьковскую консерваторию в 2003 году, через 15 лет после защиты. Меня встретили хорошо. Центральное ТВ Харькова даже пригласило на интервью (надеюсь найти этот материал в моих видео архивах). Иванова и Мизитова меня "не узнали". За моим интервью на ТВ было интервью ректора Харьковской консерватории
Татьяны Борисовны Веркиной. На моё сообщение о том, что ключ для понимания музыкального языка любым человеком нашелся, она отреагировала вяло и без энтузиазма. И в 2003, и в 2008 годах. Лидия Ивановна Шубина реагировала на меня как обычно: "Ну Вы, Леночка, даёте!" Она по-прежнему пыталась понять, кто из нас учитель и кто ученик.
Второй раз в Харьковской консерватории состоялась встреча в зале союза композиторов. С двумя каналами телевидения. Опять представители музыкальных элит не согласились с тезисом, что Гвидо создал письменный язык для прочтения всеми, но никак не избранными. Иванова и Мизитова не явились на встречу. Ну они же меня "забыли"! Некоторые профессора сказали на камеру, что гордятся мной и разделяют мечту о музыкальной планете.
Прошло много лет. Началась война. Однажды, в поисках библиографии о моей системе Софт Моцарт я нашла удивительный и неожиданный документ. Это был одобренный Министерством Культуры Украины курс
"Инновационные методы преподавания в высшей школе". Имя "Хайнер" в документе встречается 25 раз.
Читаю:
Тема 10. Инновационный метод преподавания Х. Хайнер 1. Инновационный характер метода преподавания Хелен Хайнер в контексте музыкальной педагогики конца ХХ - начала ХХІ ст. 2. Основные методологические основы музыкальной педагогики Х. Хайнер. 3. Система "Soft Mozart" Х. Хайнер. 4. Роль инновационных творческих методов музыкального преподавания Х. Хайнер в развитии современной мировой музыкальной педагогики.
И мои статьи, и книга, и практические задания по системе Софт Моцарт - всё это изучается студентами. Изучалось. В 2021 году.
Вот закончится эта война...
Click to view
И наши дети, дети нового поколения, скажут: "Нет, вы знаете... мы САМИ. Извините, маэстро. Дайте МЫ! И сыграют музыку Вселенной, Милосердия, Творчества и МИРА"