Фото из школы "Софт Моцарт" в Мадриде (Испания).
Переехав в США в 1993 году, я неожиданно для себя получила уникальную возможность изучать детей раннего дошкольного возраста в среде их обитания, а именно в детском саду Монтесори… работая нянечкой и меняя им подгузники. Конечно же, о карьере учителя фортепиано я могла тогда только мечтать, ведь нужно было выучить английский язык. Плохое знание языка оказалось моим счастливым билетом в продвижении моих исследований. Приняв решение, что учиться языку у 2-х летних детей - самый правильный путь, я ни разу не усомнилась в том, насколько была права!
Мы оказались полезными друг другу: малыши помогли мне связывать английские слова в простые предложения. Я же помогла им в освоении первых навыков игре на фортепиано. Не могу сказать, что мои способности излагать мысли по-английски стали идеальными, однако наше сотрудничество в целом оказалось чрезвычайно плодотворным.
До погружения в среду прямоходящих тадлеров я думала, что знаю о них все, ведь моей дочери было уже 8 лет и мы с ней «прошли» этот период. Казалось, время, когда ей было только 2 было еще вчера, и все должно быть для меня известно и пережито. Но только став частью коллектива двухлеток я поняла, что за «прошедший материал» о возможностях детей этого возрастного периода мне надо поставить жирную двойку с минусом. Как оказалось, я не прошла, я пробежала этот период развития моего ребенка, пропустила самое важное, а теперь самонадеянно и свысока думаю о том, что я - эксперт!
Click to view
Видео, облетевшее все США благодаря каналам NBC и CBS в 2004 году
Казалось, что дети, видя, как их пальчики способны производить такие звуковые сенсации, впадают в какое-то несвойственное их раннему возрасту состояние. Пальчики, извлекающие поток звуков, магически действовали на детей, превращая их в маленьких, сосредоточенных исследователей.
Именно тогда у меня появилась идея попробовать научить малышей играть на клавишном инструменте, и я принесла в группу синтезатор. Я подумала: раз уж им так нравится нажимать на кнопки, то почему бы не попробовать заменить кнопки клавишами фортепиано? Если им так интересно играть в пальчиковые игры, почему бы не научить их играть упражнения и гаммы?
Не могу сказать, что первый же ребенок, который добровольно решил стать моим учеником, сразу сел - и заиграл Ганона. Все было значительно сложнее и потребовалось много усилий для того, чтобы они поняли, чего я от них хочу, а я поняла, как лучше донести до них свои умения.
Click to view
Трёхлетняя Софийка играет упражнение Ганона №1
Однако результат превзошел все мои самые смелые ожидания! Оказалось, что к 24 месяцам каждый здоровый малыш уже в состоянии контролировать каждый пальчик обеих рук. Более того, он может играть всеми пальчиками. Когда ребенок разучивает упражнение одной рукой, вторая в состоянии запомнить последовательность и выполнить ее просто повторяя движения первой!
Самым поразительным было то, что дети этого возраста обожали играть на синтезаторе и как только выучивали что-нибудь, стремились продемонстрировать свои умения где угодно.
Особенно запомнился рассказ одной мамы, которая посетила магазин музыкальных инструментов с целью приобрести пианино для старшего отпрыска. Пока она разговаривала с дилером, младшенький нашел ближайший рояль, протянул к нему ручки и слева направо, как трудолюбивый пахарь, стал играть хроматическую гамму медленно передвигаясь вместе с руками от басов к верхним регистрам.
Изумленные покупатели окружили юного исполнителя, но он, не отвлекаясь ни на кого, продолжал делать свое дело, стараясь не сбиться со своего пути. Дойдя до самой крайней клавиши верхнего регистра, малыш глубоко вздохнул и не обращая внимания на аплодисменты поклонников побежал к маме.
Как правило, дети, которые начали играть на синтезаторе с моей помощью, научились контролировать все свои пальчики и управлять ими. Когда мы стали заниматься этим, малыши вместе с музыкальными навыками приобрели способность быть более сосредоточенными. Одно не развивалось без другого!
Когда же я окончательно освоилась и разнообразила наши занятия пением нот сольфеджио, я не могла не заметить ускорения речевых навыков детей. Причем многие дети сначала учились петь, а потом выстраивать сложно подчиненные предложения на своем родном английском языке.
Именно тогда я по-другому осмыслила слова мыслителя Платона о том, что музыка должна стать основой обучения детей другим наукам. Я на деле увидела, что великий философ античности был абсолютно прав: способность делать музыку своими руками коренным образом меняла каждого малыша, превращая его малыша думающего.
Click to view
Рэйчель (США - Сингапур), трёхлетняя девочка в процессе запоминания пьесы Леопольда Моцарта наизусть с помощью модуля Gentle Piano из программы Soft Mozart
Получается, что игра на клавишных инструментах является важнейшим звеном развития ребенка, способным поднять его интеллект на значительно более высокий уровень? Эта гипотеза заставила меня серьезно задуматься. Получается, что пальчики ребенка словно ждут своего часа, чтобы стать независимыми, точными и умными. Нет ничего лучше клавиш, чтобы заставить их работать именно в этом направлении.
Стало понятно, почему многие народы мира придумали для своих детей «пальчиковые игры», почему педиатры советуют с раннего дошкольного возраста развивать мелкую моторику. "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев", - писал известный педагог В.А. Сухомлинский. Однако даже он не мог знать, до какой степени это является истиной в отношении детей от 2-х лет!
Меня также поразило то, что игру на синтезаторе осваивали не только «особо одаренные», но все дети, все, с кем я получила возможность работать. Именно тогда я задумалась над вопросом: почему стремление развивать мелкую моторику становится настолько насущным именно с двух лет, а не раньше?
Окончательный ответ на этот вопрос я получила много лет спустя, когда были созданы новые, 3-х мерные приборы наблюдения, пролившие свет на внутриутробный период развития ребенка.
Оказалось, что интеллектуальные возможности детей младшего дошкольного возраста и возможности их мелкой моторики нами сильно недооценены и нуждаются в пересмотре!
Планы уроков для детей от двух до трёх лет на год (Подготовительная группа А):
Урок 1Урок 11Урок 21Урок 31Урок 41 Урок 2Урок 12Урок 22Урок 32Урок 42 Урок 3Урок 13Урок 23Урок 33Урок 43 Урок 4Урок 14Урок 24Урок 34Урок 44 Урок 5Урок 15Урок 25Урок 35Урок 45 Урок 6Урок 16Урок 26Урок 36Урок 46 Урок 7Урок 17Урок 27Урок 37Урок 47 Урок 8Урок 18Урок 28Урок 38Урок 48 Урок 9Урок 19Урок 29Урок 39Урок 49 Урок 10Урок 20Урок 30Урок 40Урок 50