Классическая музыка нужна детям, как воздух.
Об этом часто пишут и ловят на этой теме хайп. Считается, что достаточно надеть на новорожденного наушники с музыкой Моцарта - и куда дитятко денется? Засыпая и какая под симфонии гения малыш обречен на счастливое интеллектуальное будущее.
Иллюстрация Николая Крутикова к книге "Стать музыкантом? Легко!"
Ссылка на книгу Именно такой дурацкий подход вырастил поколение людей, которые включают классику - и не слушают её. Они под нее жрут, пьют, рассказывают анекдоты и занимаются всякой ерундой. Классика сегодня - это такой ненавязчивый "белый шум" для пафосных ресторанов и спа салонов.
А потом удивляемся, почему у нас "что-то не так" с детьми: слушать не умеют, невнимательные, дёрганные какие-то, асоциальные и неприспособленные.
НЕклассика имеет одно преимущество в захвате внимания: она состоит из повторных блоков и предсказуемого ритма. Она похожа на Эллочку Людоедку. И эта "эллочка" формирует мышление наших детей. Стоит только освоить словарный запас "эллочки" - и дети думают, что достигли потолка.
Некоторые начинают сами сочинять "музыку" в узких рамках "словарного запаса" этой дурацкой "эллочки".
Это, переводя музыкальные фразы на речь, звучит для развитых умов, как: "Здравствуй, как ты? Как ты? Здравствуй! Здравствуй - здравствуй - здравствуй! Как ты - как ты - как ты?" и так до бесконечности.
Когда я переехала в США, то заметила: проблема с тяжелым акцентом в английском языке существует исключительно у людей, не умеющих слышать.
На моем веку многие прелестные девушки и юноши превратились в несчастных и одиноких пожилых людей. У них было все, чтобы стать счастливыми. Мешало только неумение слышать.
Без умения слышать нет никакого шанса на успех, потому что наш мир - это не картинка (в чем нас уверяют средства массовой информации), а вибрация.
Умение услышать, распознать и отследить вибрацию или набор вибраций - это жизненно необходимый навык.
В своей Академии мне потребовалось более 40 лет, чтобы выстроить алгоритм этого обучения от полного неумения вообще к чему-то прислушиваться - к глубокому уровню внимания и концентрации.
Я не верю, что внимательность и желание прислушаться к вибрациям передается воздушно-капельным путем. Поэтому мы используем причащение к вибрациям через непосредственное общение ребенка с нотозвуками. Вот он сидит напротив музыкального произведения и потихоньку набирает пальчиками "Марш" из балета Чайковского "Щелкунчик". Сам набирает.
3-х летняя девочка общается с нотозвуками "Марша" Чайковского из балета "Щелкунчик".
Костоломы от музыки верещат в этом месте о "неправильно" поставленных руках, не тех пальцах, "не такой" посадке. А мы видим самое ценное: дети погружаются в процесс общения с нотозвуками. Музыкальное произведение как бы за руку ведет ребенка от ноты к ноте, не давая расслабляться и обучая правильно и реалистично распределять свое внимание.
3-х летняя ученица разучивает хроматическую гамму с помощью сказки. Это упражнение помогает поставить руку с помощью "общения" с белыми и черными клавишами.
На YouTube зашла найти наших подопечных, которые играют фрагменты вышеупомянутого "Марша". Попалось вот это видео:
Click to view
Ребёнок (5 лет) учился по моей системе 8 лет назад. Он вчитался в нотный текст настолько тщательно, что выучил произведение (хоть и в облегченной обработке) целиком.
Да, он играет неидеально, руки не поспевают за головой. Но этот ребенок сам прочел произведение, впитал его не подражая рукам учительницы, а с помощью нот и вибраций. Более того, он САМ решил его выучить и исполнить.
Удовлетворит ли такого человека музыка, которая просто заставит его тело синхронно дергаться без включения мозгов? Я в этом сильно сомневаюсь.
На картинке вверху поста дети одной семьи смотрят мою сказку "Сердце Музыки", в которой Марш Чайковского и наши персонажи сказок теории музыки учат их параллельно отличать 2-х дольные размеры от 3-х дольных.
Ну а на этом фото малышка учится понимать длительности нот с помощью модуля Note Duration.
Как я писала неоднократно: музыка - это временнОе искусство. Нет ничего тупее, как рассказывать детям о длительностях с помощью геометрических фигур, как это делают музыкальные костоломы.
В этом модуле дети учатся работать с одной клавишей. Это клавиша пробела на компьютерной клаве. Всё внимание ребенка постепенно перенаправляется на понимание значков длительностей. Но мы делаем так, что длительности "заходят" в сознание ребенка вместе с нотами, вибрациями и мышечным опытом держать клавишу дольше или короче.
Музыкальный текст, созданный композиторами - классиками является неисчерпаемой базой для развития мозга ребенка. Однако, не стоит попадать на удочку непрофессионалов, которые слышали звон, да не знают, где он. Для того, чтобы музыка действительно развивала человека, нужно знать, как устроено восприятие человека. Боюсь, что кроме моей академии никто не научит ни родителей, ни даже профессионалов.