Продолжание Каждый владелец авто знает, что такое сцепление. Без сцепления не будет соединения двигателя с трансмиссией.
Сцепление в обучении происходит со словами: "Дошло, наконец!" или "Как же я раньше, болван такой, не додумался?!"
Вот как "сцепление" работает в изучении русского языка:
За буквы и за звуки отвечают различные части головного мозга. Чтобы в уме соединить одно с другим, применяют ассоциативный мостик.
Любой ребенок сегодня, поиграв с кубиками, может сам догадаться, что "арбуз" начинается с буквы "А". Догадаться - и понять, как устроено чтение.
А может и не догадаться сам. Тогда взрослые его могут навести на "мостик", если сами грамотные и умеют читать.
Ха-ха-ха! - скажете вы. И кто же сейчас читать-то не умеет?
Представьте себе: не умели достаточно недавно. К писарям обращались!
Сцеплением буквы со звуком пренебрегали достаточно долго. Пытались учить сразу предложение наизусть (чаще всего это были отрывки из Библии), а потом ждать, когда у ученика в мозгах переключение само произойдет: слова наложатся на буквы и он поймет, как это все устроено.
Некоторые верили, что чем рассказ увлекательнее, тем сильнее ученик захочет научиться его читать. И до него "дойдет быстрее". Лев Толстой в это верил. И создал сборник рассказов для начинающих.
Существовало огромное количество методик, в которых каждый изобретал свою "волшебную формулу" обучения чтению. Все они работали одинаково плохо: начинающие учились не благодаря этим методам, а вопреки.
Пока не снизошли до одной единственной буквы и не дали начинающим банально простую задачу с одним неизвестным: угадать как звучит буква исходя из картинки, которая начинается с этой же буквы.
Сцепление в изучении нот.
Такое же сцепление есть и в музыкальном языке. Более того, сцепление это даже более буквально, чем в Азбуке с картинками.
Если работая с Азбукой ребёнку необходимо догадаться, какая буква в слове первая, то в музыке они просто нажимают клавишу - продолжение линейки или пространства нотного стана - и сразу слышат вибрацию.
То есть, просто повернув нотный текст ключами вверх, уже можно дать начинающим руку помощи, а то и две!
Мы обратили внимание, что даже дети в возрасте +/- 24 месяца и старше с помощью этого сцепления начинают читать нотный текст и развивать одновременно моторику, ориентацию в нотах и клавишах, и музыкальный слух.
Поскольку сцепление активизирует процесс развития ребенка, его навыки начинают развиваться подобно раскрытию лепестков цветка.
В противоположность этому, если продолжать учить начинающих исходя из запоминания текстов с рук, осознанного саморазвития не происходит: ребенок может бездумно играть произведение, стараясь подражать учителю. Внешне такое исполнение выглядит ярче, но необходимо помнить: это не чтение, а декламация.
Обучение с рук подобно насильственному раскрытию лепестков цветка. Оно пагубно отражается на отношениях начинающих с музыкой.
Известно множество примеров, когда даже достаточно "успешные" учащиеся музыкальных училищ и консерваторий после получения дипломов навсегда уходили из музыкальной профессии.
В настоящее время охлаждение к музыкальному образованию так велико, что многие профессиональные преподаватели музыки вынуждены искать вторую профессию, которая бы их по-настоящему могла прокормить.
Как видите, без сцепления, нет никакого движения и в музыкальном образовании.
Ознакомиться с другим подходом в обучении, который по-настоящему работает, можно
здесь.
Продолжение