Чем опасен "донотный" период в обучении музыке.

Jul 01, 2020 19:59




Дорогая Елена,

Помните, несколько лет назад, Вы предупреждали меня, что надо быть осторожным с обучением игре моего маленького сына на скрипке до того, как он научится чтению нотного текста по Вашей системе? Вы были полностью правы.

Мы решили все же не послушать Вас и найти учителя, потому что беспокоились о том, что у моего 2-х летнего малыша появятся вредные привычки, и его придется переучивать. Я ничего не знаю об обучении музыке, поэтому я боялась поступить неправильно.

И вот что мы имеем несколько лет спустя... Мой сын не желает играть ни на пианино, ни на скрипке. Он даже не хочет слушать музыку! Мое сердце разбито.

Ребенок просто хотел держать в своих руках скрипку и делать вид как будто он играет, потому что ему это нравилось. Мы убили эту любовь, заставив его сделать это «правильным» способом, не доверяя Вашим доводам.

Я думала, что он учится для того, чтобы выступать на музыкальных конкурсах, и самое важное для него это - техника игры. Мы просто надеялись, что он разовьет любовь к музыке в процессе «правильного» обучения, но оказалось, что мы уничтожили всю радость из того, что он так любил делать и добились абсолютно противоположного.

Я сожалею, что не позволила ему просто представлять, что он играет на скрипке, но продолжать занятия по системе «Софт Моцарт», как он хотел изначально. Что Вы посоветуете мне  в этой ситуации?

Помогите,

СП, штат Айова, США

Уважаемая С.П., Вы затронули очень серьезную проблему, с которой сталкивается каждый родитель и каждый педагог. Любой, который хочет самым эффективным способом научить чему-то своего ребенка должен знать, что энергия детей так же важна в работе их внимания, как и финансы для поддержки нашей жизни. Способность правильно расходовать, сохранять и накапливать нашу энергию - вот что является движущей силой внимания и ребенка, и взрослого.

Оплатив «основные расходы» на преодоление физических проблем, внимание получает возможность направить оставшуюся энергию на решение проблем «для души».

Вклад внимания в обучение увеличивается, если его энергия пополняется успешным выполнением предшествующего задания. Успех производит естественную, органическую мотивацию для улучшения в той или иной форме деятельности.

Если же вложение энергии внимания в проект приводит к разочарованию, внимание поначалу будет заимствовать энергию у силы воли. Сила воли противоположна зубрежке. Сила воли - это сознательное личное усилие в направлении энергии внимания в условиях разочарования.

Сила воли напрямую связана с верой ученика в свои способности.

Если внимание учащегося преуспело в продвижении его независимости, самооценки и способности реально оценить свои собственные сильные стороны, внимание может подчиниться силе воли и постепенно справиться с новыми проблемами.

Внимание не любит неэффективные проекты. С каждой неудачей энергия внимания уменьшается до тех пор, пока она полностью не истощится. Истощение внимания приводит к разочарованию и отторжению.

Зубрежка - работа с рук - это агрессивное вмешательство в органическое развитие энергии внимания для достижения краткосрочных результатов, продиктованных интересами, навязанными извне.

Заставить ребенка бездумно копировать движения «идеального образца», нивелировать его собственный прогресс, так же вредно, как и открытие нераспустившегося бутона цветка вручную только потому, что кому-то надоело ждать естественного процесса развития лепестков.

Зубрёжка донотного периода препятствует естественному развитию познавательных музыкальных функций ученика, а также ослабляет его физически (напряженные мышцы) и эмоционально (зависимость, отсутствие уверенности в своих способностях, апатия, нежелание совершенствоваться, низкая самооценка, отсутствие мотивации).

Чтобы избежать зубрежки, учитель или наставник должен уважать недостатки ребенка. Необходимо понимать, что он не может стать сразу идеальным. Обязанность учителя - развивать уникальные таланты каждого начинающего наиболее оптимальным способом с нуля, очень постепенно и последовательно.

Именно для этого мною была создана новая технология развития музыкальных навыков ребенка!

image Click to view


Маленькая Элла начинала заниматься дома с 2-летнего возраста по программе Soft Мozart. Ее мама не была учителем  игры на фортепиано. Вначале Элла развивала способность видеть музыкальные ноты в азбучной презентации, уметь координировать нажатие каждой ноты - клавиши, училась сохранять свою концентрацию,  постепенно  использовать обе руки одновременно , развивать музыкальный слух, музыкальную память и любовь к созданию музыки без посредников.

Через два года она легко перешла с  фортепиано к обучению игре на скрипке,  и теперь осваивает новый инструмент уверенно и с радостью.

Реальность такова, что в течение некоторого времени никакой учащийся не будет играть с идеальной постановкой  руки, использовать идеальное расположение пальцев или иметь возможность напрямую контролировать  силу нажатия  клавиш пианино, если он начинает с чтения нотного текста в первую очередь. Все эти навыки, как и многие другие, объективно сверхструктурны и могут стать актуальными только после освобождения энергии внимания от решения физических проблем.

Многие люди не понимают, что сначала нам нужно разобраться с основными вещами: как найти ноту, как переключить зрение с нотации на клавиши, с какой силой нажать соответствующую клавишу, как долго держать клавишу и т.д. - это физические проблемы, которые мы не можем игнорировать!

В обучении игре на инструменте по нотам есть много физических тонкостей, которые пропускаются учителями музыки любого инструмента в надежде, что ребенок "САМ" дойдет до этого.

Мы провели многолетние исследования, измерили с помощью компьютерных технологий и построили очень постепенный путь развития музыкальных способностей ребенка начиная от самых азов и до вершины способностей и возможностей. Вот почему наша система была одобрена наукой и никогда не подводила ни одного новичка и ни одного педагога или родителя!

Наши ученики читают нотный текст и прочитывают огромное множество музыкальной литературы с раннего детства. Сначала они приобретают необходимые физические навыки и постепенно приходят к пониманию музыки на более высоком, надстроечном, уровне.

В чем же особая опасность так называемого ДОНОТНОГО обучения по слуху и с рук?

Существует огромная разница в распределении внимания учащегося, который умеет читать музыкальный текст - и тем, который играет только по слуху. Это различие обусловлено самой природой создания, развития и совершенствования навыков.

Ученик, который научился играть через чтение музыки, последовательно и органично переходит к сверхструктурным задачам. Он постепенно раскрывает свою внутреннюю музыкальность, заложенную в нем самой природой. Каждый раз он может по-разному воспроизводить одно и то же музыкальное произведение, пробуя различные художественные выражения и акценты.

Справившись с базовыми, физическими задачами перевода нот в звуки и наоборот, внимание такого ребенка ищет новые способы звуко-извлечения и самовыражения посредством языка музыки.

Исполнение ученика, которого учили с помощью натаскивания, может выгодно отличаться от того, кто учится с самостоятельного чтения нот в начале обучения.

Исполнительская техника натасканного ребенка, фразы и динамика кажутся идеальными. Однако, скопировав стиль исполнения «источника», такой ученик сосредотачивает свое внимание на том, чтобы «не забыть» заученную информацию. И это - тупик.

Такой ученик всегда будет играть одинаково. Если он забудет часть музыкальной пьесы, он может никогда не вспомнить, как играть эту пьесу, ведь она хранится только в его механической памяти.

Его энергия внимания ничем не подпитывается, и результаты оказываются недолговечными. Все это истощает мотивацию начинающего к продолжению занятий.

Сравните человека, который читает стихи на своем родном языке, с тем, кто читает его на языке, которого  он не знает. В последнем случае есть только оболочка без содержимого. Там нет и не может быть того наполнения, экспрессии, как в случае осознанного прочтения.  Внимание не любит выполнять такую ​​работу, так как считает ее бессмысленной и чересчур трудоёмкой.

Природа внимания такова, что ему постоянно нужно позитивное подкрепление и творческое развитие. Оно никогда не останавливается на достигнутом. В случае же с обучением, которое называют «донотным», а именно обучением с рук учителя, путем зубрежки и копирования идеальных рук, внимание не получает свободы для самовыражения и постепенно фрустрируется.

Именно поэтому единственный путь для успешного музыкального развития Вашего ребенка - возвращение к работе с программой с разработанными поурочными планами, участием в нашей Академии, академическими концертами, общением в сообществе, получении мотивационных рецензий, сертификатов и призов.

Самое важное - постоянный мониторинг развития навыков ребенка с помощью конкретных цифр наших интерактивных модулей, которые помогают увидеть точную картину: как работает внимание ребенка и как его постепенно развить с нуля (или в Вашем случае уже с минуса).

Это возможно, но нужны совместные усилия нашей Академии, Вас и ребенка. Вначале даже одна правильно сыгранная клавиша должна стать точкой опоры для постепенного развития интереса ребенка и его желания сделать следующий шаг.

Искренне Ваша,

Елена  Хайнер

1 Июля 2020 года. Хьюстон. Техас. США

Источник
Еще по теме

обучение музыке, уроки фортепиано, чтение нот с листа, донотный период, программа Софт Моцарт, как читать нотный текст

Previous post Next post
Up