Кинорежиссер Илья Авербах (1934-1986)

Aug 02, 2013 16:41

Моё кино:

Илья Александрович, вы никогда не думали о том, что ваши герои зачастую рождают острое чувство жалости - в силу своей некоей обделенности, что ли?

И. Авербах: Обделенности? Нет. Это неустроенность. Но хороший человек чаще всего неустроен. Устроены люди, обладающие четкой практической программой. А те, у кого развито нравственное начало, чаще всего совершают поступки вопреки тому, что может принести конкретную пользу. Это так естественно.

А вы всерьез полагаете, что человека можно научить выполнять свое жизненное предназначение до самой последней черты, до последнего вздоха? Или взять другой ваш фильм - разве можно научить тому, что читать чужие письма - безнравственно?

И. Авербах: Научить? Нет! Пробудить. Нравственности научить невозможно, но создать атмосферу, в которой человек не совершит безнравственный поступок, - искусство может. В конце концов, любое сомнение уже нравственно. И самое ужасное - люди несомневающиеся.





«Каждый получает лет в сорок то, что ему причитается, чего заслужил. Я заслужил одиночество кромешное и полное. Проскочив чуть вперед возможностей своих, притворившись, как и притворялся всю жизнь, талантливее и умнее, чем есть на самом деле, заняв чужое место в искусстве, я наказан по справедливости черным одиночеством и одновременной потерей двух самых близких людей. Всё с нуля, в пустоте, совсем один. Даже искренний разговор - только к себе самому»...

см. Интервью Ильи Авербаха
* * *Сценарист Наталия Рязанцева, вдова режиссера:

Илья Авербах умер в январе 1986 года.
В том году, разбирая его архив в Ленинграде, я нашла свои письма и увезла в Москву. Его письма - числом больше пятидесяти, как и моих, - лежали в дальнем ящике прямо в конвертах. Прошло семнадцать лет, и возникла причина разобраться в письмах, разложить по датам и перечитать.
Наша ранняя переписка 1964-1966 годов - это целый роман, страниц двести на машинке. Мы поженились в 66-м и с тех пор, конечно, переписывались редко, но иногда я надолго задерживалась в Москве и писала длинные послания-отчеты о проведенном времени.




...Перечитала все его письма и пыталась разложить их по порядку. Их больше пятидесяти, и моих столько же. ... Они без конвертов и дат, почти все - на машинке (чтобы мама думала, что я работаю). Он тоже писал на машинке - тоже морочил домочадцев. У Ильи были прекрасные руки, красивые длинные пальцы. Я получала его письмо и видела, ощущала эти руки, которыми он писал. А если бы я его не знала - совсем, и мне откуда-то, по ошибке, вдруг залетело одно такое письмо, я бы его не выбросила, сохранила, я бы влюбилась в этого человека и искала бы его, может, всю жизнь.




см. Сценарист Наталия Рязанцева

* * *Воспоминания театроведа Эйбы Норкуте, первой жены Ильи Авербаха;
Сценарист Павел Финн. Памяти Ильи Авербаха;
Михаил Петров (друг режиссера), воспоминания;
Илья Авербах. Кинорежиссер - профессия и судьба;



Памяти Ильи Авербаха, подборка статей

cinema, cinema_interview

Previous post Next post
Up