Комментарии к предыдущему посту напомнили, что хотела поделиться отрывками интервью с
режиссером Романом Балаяном. Кстати, совсем непопулярный интерес в ЖЖ - одно совпадение... Как уже было сказано, "
Нет PR - нет человека".
Цитаты:
- Вы долго не снимали кино. Причина - в деньгах?
- Да, долго не снимал, лет 6. Но совсем не из-за финансовых проблем. Почему-то считается, что режиссеру «надо снимать». Но почему «надо»? Я снимаю, только когда хочется. Я вообще очень рано потерял интерес к кинематографу, где-то в году 1979-м, еще перед «Полетами», я тогда лет 5 тоже не снимал. Не то что мне разонравилась профессия - не нравится ее производственная зависимость. Могу замечательно придумывать, рассказывать, хорошо монтирую снятый материал. Но этот съемочный процесс… Где надо быть таким жестким, чтобы все получилось на 100%, - там я теряю черты своего характера. Мне не нравится смена погоды. Не нравится ожидание. Не нравится сам процесс руководства, в нем есть что-то такое… мелкопоместное. Кому-то это по душе. Режиссеры, есть такие, вот они запустились со съемками - и тут же меняются. Встречаю - сразу вижу. Спрашиваю: «В запуске?» - «Да!» Уже и вид другой, и ясно - у него есть подчиненные, если даже они не рядом. Человек уже и разговаривает по-другому. Само собой, есть и иные в режиссуре, конечно.
Источник:
http://moskva.aif.ru/issues/623/37_01 **
- Фильм «Полеты во сне и наяву» принес вам всенародное признание и уважение критиков. Как вы с этим справились?
- Расскажу один смешной эпизод. Ученику известного профессора семиотики Юрия Лотмана очень понравился фильм «Полеты во сне и наяву», и он написал мне письмо - разбор фильма. Читать это было невозможно, так как каждому шагу он находил свое объяснение. Например, в фильме есть кадр, где главный герой бежит по полю к стогу сена. А на нем кроссовки с красной подошвой. Критик писал: «Это не просто подошвы - это красные подошвы. Потому что у него горит земля под ногами!» А я вспоминаю, как на площадке орал на реквизитора: «Дура, ты что, не могла найти обувь с нормальными подошвами?!»
Другое дело, как я справлялся с актерами. На роль Ларисы в этом фильме мне посоветовали взять Люсю Гурченко. Прочитав сценарий, она пришла и стала играть, как она это умеет: классно, с прибамбасами, в своей любимой манере. А я смотрю и понимаю, что пропал: это настолько классно и настолько… чуждо мне, настолько «не то», что я не знаю, что делать. А человек она хороший, и, чтобы не обидеть, я ей говорю: «Знаете, Люся, вы так это хорошо сделали! Я даже не предполагал. Но, честно говоря, я хотел не совсем так. Вот если бы я снимал кино во Франции, то взял бы Анук Эме». Она говорит: «Все, поняла! Сидим-молчим».
Если я вижу, что человек талантливее меня, то стараюсь доказать, что я умнее. Если же умнее он, то я стараюсь доказать, что я талантливее. Иначе ничего не выйдет.
Источник: из архива за: 10.09.2004
www.ng.ru/saturday/2004-09-10/15_balayn.html **
- Роман Балаян человек… Балаян человек, разбирающийся в психологии человека, спросить, почему же все-таки ему - опять же цитата из Балаяна - больше нравятся слабые люди, некоммуникабельные, неконтактные, как ты в одном из последних интервью говорил, ведь ты - можно дослушать? - ведь ты производишь впечатление совершенно противоположного человека?
- Так это же хорошо…
- Это очень хорошо, но почему именно вот такое внимание, это что-то тайное там в них скрыто, почему…?
- Никакой тайны нет, я считаю что…
- …героя труднее снимать?
- …мысль…мысль искусства, вообще, она женственна, как говорил господин Гете, а не мужественна…А слабых людей, ну, в смысле…ну, то есть, мне неинтересно про суперменов снимать, мне это неинтересно, про героев каких-то там, мне скучно с ними…
- А если просто про успешного человека - умного, тонкого психолога? - Про успешного и, на каждом шагу, сомневающегося в том, что он сделал, я могу снять, но такой сценарий я не встретил. А интеллигентный - это человек, который все-таки в чем-то сомневается: и в своих поступках, и в том, чего он хочет достичь…А это слабость, это «гамлетовщина»…Потому, что, как я объяснял одному актеру, который спрашивал меня на репетиции Гамлета, не в моей постановке...
- А ты можешь мне че-нибудь подсказать, что-то я…
- Да элементарно, че подсказывать, старик? Надо быть умным для этого…Гамлет - это сознание, опережающее эмоцию, Отелло - это эмоция, опережающая сознание. То есть, если ты артист, ты должен играть, я тебе уже все сказал… Я помню, в более молодом возрасте, где-то до сорока, мне казалось, что я Отелло бы поставил… или до тридцати… После тридцати, или после сорока, мне безумно скучно вот с этим Отелло возиться. Мне интересен Гамлет… Гамлет, там, разбирается с собой и с миром, а Отелло - только с Дездемоной…
Источник:
http://www.k1.tv/announce/402/ 18 квітня 2006
* -
x-posted to