С интересом прочла обзор событий, происходящих в тогда ещё Югославии от апреля 1999 года, прямо воспоминания накрыли:
Как бы цинично это ни звучало, но в Югославии за минувшие годы ничего нового не произошло. Всё те же разрушенные дома и коммуникации. Первые полосы газет пестрят заголовками, в которых предрекается, что Балканская война может стать не только последним военным конфликтом в этом столетии, но и первым в следующем тысячелетии… Не менее симптоматичен и тот факт, что на страницах газет мнения политологов и балканистов все больше уступают место комментариям ветеранов вьетнамской и афганской войн. Даже бывший министр обороны США в своем недавнем интервью «Нью-Йорк Таймс» посоветовал Западу еще раз проштудировать уроки вьетнамской войны, игнорирование которых «может привести к катастрофе».
И все же поиски мирного разрешения конфликта не прекращаются. В течение одной недели только с российской стороны Белград посетили Патриарх Всея Руси Алексий II и специальный представитель президента РФ по урегулированию югославской проблемы Виктор Черномырдин.
Патриарх в ходе своего визита провел мессу в центральном храме Белграда, еще раз призвав все мировое сообщество прекратить кровопролитие и вернуться за стол переговоров. Следует отметить, что патриарший визит значит намного больше, чем просто очередное выражение панславянской солидарности. Церковь использовала балканский конфликт для активизации своей деятельности, серьезно расширив их рамки. Патрирах уже выдвинул 11 инициатив, призванных положить конец балканской войне. Используя широкую поддержку среди россиян, РПЦ может резко упрочить свои позиции в качестве реальной политической силы на арене российской политики. В случае, когда эти усилия направлены на борьбу за мир, их безусловно следует приветствовать, однако нельзя забывать, что в других вопросах сильная позиция Церкви может быть и скорее всего будет использована национал-патриотическими силами, не скрывающими, что влиятельная церковь, сулит им немалые политические дивиденды.
Касаясь визита Черномырдина, следует отметить, что и в данном случае интересы находятся, скорее, в пределах российских границ, нежели в Югославии. Не случайно, прежде чем посетить Белград, Виктор Степанович основательно «засветился» на московском фронте, встретившись со всеми послами «заинтересованных» стран. Только после этого миновав Тбилиси, Баку и Киев, Чернормырдин отправился к Милошевичу.
Приведет ли этот вояж к конкретным результатам? На момент написание обзора, ничего конкретного сказать невозможно. Известно лишь, что Милошевич вроде бы (!) согласился на ввод в Косово миротворческих сил с обязательным участием в них российских солдат. Будут ли миротворцы вооружены или нет, пока остается под вопросом. Кроме того, Милошевич продолжает настаивать на исключении из состава потенциальных контролеров солдат стран-участниц НАТО. Поблажка может быть сделана только для Греции, которая «совершенно случайно» оказалась по натовскую сторону сербской баррикады. Впрочем, минувшая неделя на югославском фронте отнюдь не ограничилась российскими визитерами.
Куда более важные и определяющие для развития ситуации события происходят на Западе. Там вовсю идет подготовка к празднованию 50-летия НАТО, где, судя по всему, будет принято решение о начале сухопутной операции в Косово (саммит в Вашингтоне начнется уже после того как этот номер «ИН» отправится в типографию). Впрочем, ждать Вашингтонского бала совсем не обязательно. По данным некоторых СМИ, которые в свою очередь ссылаются на информированные источники в российском военном ведомстве, наземная война в Югославии уже началась. Согласно предоставленной информации, имеются данные о том, что группы спецназа Североатлантического альянса уже действуют на территории пылающего Косово. В качестве проводников , НАТО используются представители ОАК. Информация пока не получила никакого официального подтверждения, однако это уже не первое сообщение о наземных военных действиях в районе Югославии. На прошлой неделе вполне официально были зарегистрированы перестрелки между албанской и югославской армиями.
В мировой прессе также обсуждаются различные сценарии сухопутной операции. По самым скромным подсчетам для ее проведения потребуется не менее 100 тысяч солдат стран альянса. Пока же, по данным «НГ», наземная группировка НАТО состоит лишь из 13000 военнослужащих, расквартированных в Македонии. Правда, дополнительные силы начинают прибывать в Албанию, где уже дислоцированы 200 французских солдат и 700 американских десантников. Туда же в спешном порядке перебрасываются 24 вертолета «Апач», 18 установок залпового огня MLRS и 2600 человек для обслуживания этой техники. («НГ» №74 (1890) от 24.04.99 приложение «Особая Папка №1 стр.10)
Прогноз по югославскому вопросу на следующую неделю звучит крайне неоднозначно. Сухопутная операция, так же как и продолжающиеся бомбардировки, вряд ли приведут к установлению мира на Балканах. Поэтому само начало наземной операции «Решительная Сила» со стратегической точки зрения вряд ли отвечает интересам стран НАТО. Однако с другой стороны, решение о бомбардировках было не менее сомнительно. Поэтому от начало наземной войны никто не застрахован, хотя шансы на мирное урегулирование конфликта все еще сохраняются. Остается выразить надежду, что миссия Черномырдина действительно принесет конкретные результаты. Сегодня это выгодно всем, и Западу в том числе.