Петр Лидов: Особенности национального PR-а (Азия)

Jan 22, 2013 23:06

13 лет Петр Лидов работал в представительствах и операционных компаниях Philip Morris International: в России, Швейцарии, Гонконге, Индонезии и Пакистане. В 2008 году Петр принял решение вернуться в Россию и занял должность директора по связям с общественностью ОАО «МегаФон».

Работа в странах Азии научила Петра принимать другую точку зрения и помогла сформировать собственный стиль управления, который является «срединным» между коллективистским азиатским и личностно-ориентированным европейским.
Об особенностях азиатских потребителей, рабочих буднях и причинах вернуться в Россию Петр рассказал автору журнала Russian Asia Анне Лейбиной sin_paciencia.




Петр, в своем Facebook ты шутишь, что решил вернуться в Россию из-за пакистанских работников, которые однажды пришли чинить крышу твоего дома. Но если на самом деле, почему ты принял именно такое решение, а не стал переезжать, например, куда-то еще?

По рабочим делам я объездил много стран: занимался связями с правительством и общественностью. Мне было очень интересно жить и работать в разных странах и в разных культурах, но в то же время хотелось вновь попробовать себя в России. С точки зрения отрасли мне тоже захотелось чего-то нового, и, вернувшись на родину через год, я пришел в «МегаФон» - компанию, удивительную со многих точек зрения, где для меня как для пиарщика возможности практически не ограничены. Я безмерно благодарен судьбе и компании Philip Morris за 13-летний опыт работы в потрясающем интернациональном коллективе: я многому научился у людей, с которыми работал.

Расскажи нам немного о корпоративной жизни. Есть ли различия в корпоративной культуре Азии и России?

Азия очень большая, и корпоративная культура, по крайней мере там, где бывал я, довольно значительно различается от страны к стране. С другой стороны, транснациональные корпорации везде похожи. Однако мне повезло - довелось провести почти четыре года в компаниях с ярко выраженным и глубоким национальным колоритом - это Sampoerna в Индонезии и Lakson Tobacco в Пакистане. По-моему, они вообще не похожи ни на какие другие, тем более на российские. В Индонезии, например, я два с половиной года носил форму компании, включая традиционную индонезийскую рубашку «батик», как и все сто тысяч сотрудников.

Чем отличается азиатский сотрудник от российского?

Сидим как-то в Пакистане на совещании, заходит человек в костюме этакого Ходжи Насреддина, а мне говорят: «Знакомьтесь, это наш HR-менеджер». Различия заметны как во внешности, так и в национальных особенностях, образовании. Есть и сходства, и различия: я не сторонник обобщать, тем более в планетарном масштабе. Наверное, можно сделать осторожный вывод, что азиатские сотрудники больше заряжены на долгосрочное стабильное продвижение к успеху путем постоянных стараний, когда на Западе главное - результат. Мы в России где-то посередине. Разница заметна и в процессе принятия решений, и в общении. Скажем, в Индонезии главный принцип внутриофисных отношений - это стремление к гармонии: важно не только, что ты сделаешь, а как ты это сделаешь, как при этом будут чувствовать себя окружающие. Поэтому даже если критикуют, то не «в лоб», а издалека; младшие уважают старших, а старшие - младших. За три года в индонезийской компании я ни разу не слышал, чтобы кто-то повыcил голос. Hо это в Индонезии. В Корее, например, иерархия проявляется по другому, и такого уважения старших к младшим обычно не наблюдается. Еще одно заметное отличие - это влияние религии на рабочий процесс: в Индонезии и Малайзии правила ислама, например, важнее правил корпоративных - взять хотя бы необходимость молиться пять раз в день, соблюдать пост или проводить полдня в мечети в пятницу. Это не удивительно - религия здесь гораздо глубже проникает во все аспекты жизни.

Давай поговорим о бизнесе. Многие европейские компании сейчас открывают свои офисы в Азии и видят в этом регионе огромный потенциал. В чем, по-твоему, заключается специфика потребителя в Азии?

В Азии молодежь является самым активным потребителем всевозможных товаров. Это та категория, на которую огромное влияние оказывают бренды: ведь они формируют имидж и помогают потребителям самоутверждаться в тех или иных кругах. Этим, пожалуй, можно объяснить успех Chanel, Louis Vuitton и прочих Gucci. Только в Азии могла состояться выставка новой коллекции кроссовок Nike. Просто выставка, даже не выставка-продажа! В Европе на такое мероприятие бы никто не пришел, а в Азии оно имело успех. Россия в этом плане находится где-то посередине между Европой и Азией, хотя, я бы сказал, все-таки ближе к Азии.

И какие же различия потребителей в России и Азии ты можешь отметить?

Различия есть. Если рассуждать профессионально, то специфика будет своя и для страны, и для продукта. Различия тут будут не столько между Россией и Азией, сколько между азиатскими странами. Различия даже будут внутри каждой азиатской страны. Потребление вообще будет зависеть от страны, от доходов населения и от характеристик товара. Например, в Индонезии большой популярностью пользуются шампуни в одноразовых пакетиках. Это не связано с какими-то национальными особенностями. Просто шампунь в одноразовых пакетиках дешевле и, соответственно, доступнее, чем в бутылках. Есть также группы товаров, характерные для страны: определенный тип одежды, продуктов. Множество товаров в Азии продается потому, что рынок еще не сформирован так, как в Европе. Азиаты более открыты к экспериментам в покупке разнообразных вещей. Все это очень похоже на Россию.

В последнее время то тут, то там говорят о смещении фокуса с российского рынка на азиатский в сегменте люкс. Связано ли это, по-твоему, с тем, что русские стали более разумно тратить деньги или с тем, что азиатов настигла волна консьюмеризма?

Я бы не сказал, что происходит смещение. Например, автомобили BMW не сворачивают производство в России, чтобы начать производить в Азии. Другое дело, что китайский рынок, а в вопросах о люксовых товарах стоит говорить больше о нем, достаточно хорошо реагирует. Ведь Китай - богатая страна с самым большим населением, благосостояние которого стремительно растет. Отсюда желание тратить и покупать. В Европе, например, рынок уже пресыщен: там действуют другие механизмы. Китай и Россия в целом схожи вниманием потребителей к дорогим брендам. Это же «понты», а понтоваться любят одинаково и в России, и в Китае. Возможно, это принимает немного разные формы, но суть от этого не меняется.

Учитываются ли классовые различия азиатов и существует ли подход к каждой группе? Какие параметры разделяют азиатских потребителей?

Нет такого понятия «азиатский потребитель», мы чаще говорим об азиатском рынке и даже о конкретной стране. В Малайзии, скажем, есть несколько этнических культур: малайская, китайская, индийская, и к каждой из них будет свой подход. Если говорить о классовых различиях, то они не рассматриваются как один из факторов. Ведь потребитель определяется своей способностью тратить деньги и потенциальным желанием приобрести товар, проще - потребительскими предпочтениями и уровнем дохода. Скажем, ты хочешь продать дешевые чипсы, и ты можешь продать их группе с невысоким уровнем дохода: люди обеспеченные в покупке этого товара будут, скорее всего, не заинтересованы.

Как формируются бюджеты на рекламу и PR для азиатского рынка?

По общим законам. Не думаю, что есть какие-то существенные различия. Тут как всегда: продвигаешь новый продукт на рынок - затраты на рекламу будут больше, PR - заметнее. Интересно, что в Японии и Корее есть собственные весьма развитые рекламные рынки: они отличаются колоритом, строятся на местных особенностях культуры и СМИ. В Японии, например, огромный рекламный рынок: три из десяти крупнейших рекламных холдингов в мире - японские. Коммуникация с потребителем здесь носит более утонченный, философский характер с одной стороны, а с другой - Японии свойственен совершенно безбашенный с европейской точки зрения креатив. Характерный пример - успех Hello Kitty, абсолютно непостижимый для европейского потребительского сознания. Скажем, есть в Азии страна Монголия - там рекламная кампания будет организована совсем по-иному, нежели в Японии.

На что делают ставку маркетологи при размещении информации и рекламы в азиатских СМИ?

В Азии есть вещи, которые характерны для многих стран. Всегда важно, что ты продвигаешь, ведь если товар не нишевый, то будут сочетаться разные факторы. Например, в рекламе товаров повседневного спроса упор делается на азиатские особенности: культуру, уклад жизни. Если стоит задача включить западный бренд, то в рекламную кампанию приглашаются популярные личности. Вот, кстати, участие звезд в рекламе - это особенность, которая встречается не только в Азии, но именно здесь участие звезд в продвижении товаров вызывает такую удивительно позитивную реакцию потребителей.

Какие сейчас возможности у Интернета как площадки для PR в Азии?

Опять же, страна отличается от страны. Взять тот же Китай. Известно, что там не работают некоторые глобальные интернет-ресурсы, поэтому приходится искать другие площадки. Понятно, что возможности пользования интернетом будут зависеть от уровня развития страны, культуры пользования онлайн-ресурсами. Возьмем Пакистан: Интернет там развит минимально. Он есть, но эффективность продвижения товаров в нем, мягко выражаясь, значительно ниже, чем в США, России или Сингапуре. В целом же, интернет-маркетинг для Азии будет развиваться, как и везде, с ростом проникновения.

Можешь поделиться примером конкретной PR-акции, которую Philip Morris International организовала в Азии?

Очень интересно прошла антитабачная социальная кампания, ориентированная на молодежь и организованная совместно с телеканалом MTV. Это была глобальная кампания 2002-2003 года, охватившая 40 стран. Она тщательно разрабатывалась: проводились маркетинговые исследования, фокус-группы. Были сняты концептуальные ролики с общим посылом «ты можешь быть крутым и не курить», которые базировались на реальной жизни, на том внешнем образе, который принят в обществе. Вот, например, в Европе образ успешной женщины - самостоятельность, независимость, а в Азии девушки должны быть такими «cute»: немного миленькими, наивными. Это, если вы заметили, учитывается во многих рекламных акциях. Было снято четыре типа роликов, чтобы визуальные черты героев соответствовали аудитории: для южной и северной Европы и для северной (Корея, Япония, Китай) и южной (Малайзия, Сингапур, Индонезия) Азии. В Европе ролики были более вызывающими, агрессивными, резкими, провокационными и смешными; в Азии же более добрыми, менее провокационными и с понятным азиатам юмором.

Открывая ресторан Pizza Hut для экспатов, компания никак не ожидала, что через несколько лет будет продавать уже десятки миллионов пицц китайцам по всей стране. Случались ли в твоей работе неожиданности, когда рынок вдруг реагировал на действия PR-кампании не так, как ожидалось?

Да такое происходит постоянно! Это нормальная ситуация. Интересная реакция на такого рода кампанию была в Корее, где большинство курильщиков - мужчины: особой популярностью вдруг стали пользоваться тонкие сигареты. У нас в России мужчина с тонкой сигаретой воспринимается неоднозначно, а вот в Корее мужчинам тонкие сигареты понравились больше. Оказалось, они считали, что тонкие сигареты наносят меньше вреда здоровью, что, конечно же, не так.

С какими трудностями столкнулась Philip Morris International, работая в Индонезии?

Особых трудностей не было. Сотрудники при нашем появлении, конечно, опасались, что если налаженная работа корпорации нарушится, то компания остановится. Но все прошло гладко. Это был позитивный опыт - компания оказалась великолепно устроенной и легкой в управлении. Я был удивлен, что руководство огромной транснациональной компании решило практически не менять приобретенную систему работы, сохранить название, традиции, людей. Это было очень мудрое решение.

Можешь поделиться секретом, как вести бизнес с индонезийцами?

Во-первых, надо понимать, что в Индонезии большую роль играет не только процесс, но и отношения. Например, очень важно дать возможность контрагенту сохранить лицо, показать себя в лучшем виде. Во-вторых, не торопиться в принятии решений, осмотреться, терпеливо рассмотреть вопрос со всех сторон. С индонезийцами вообще надо быть очень терпеливым и вежливым. Хотя это полезно в любой стране.

Расскажи о своей жизни в Пакистане.

Пакистан - красивая страна, особенно там, где начинаются горы: почти Швейцария. Талибы, правда, в горах создают напряженность. Люди там по-восточному приветливые, я удивился, что очень хорошо относятся к русским, несмотря на афганскую войну. Но условия в Пакистане для жизни не такие фривольные, особенно не разгуляешься: вот я, в основном, дома сидел, в теннис играл. Пару раз, когда становилось совсем грустно, летал в Ташкент. В Гонконге и Индонезии мог бы работать бесконечно, а в Пакистане чувствовал, что это временно. Часто задавал себе вопрос: зачем я здесь нахожусь? Не нашел ответа и уехал.

Петр, чему тебя научила жизнь и работа в Азии?

Самое главное - пониманию, что твоя точка зрения не всегда правильная. Что люди, которые отличаются от тебя своей культурой, внешним видом и представлением о мире, очень часто мудрее и видят то, чего не видишь ты в даже, казалось бы, очевидном. Что есть другие способы и пути достичь желаемой цели. Многого можно добиваться не привычными, а иными способами, например, не повышая голос. Этот опыт мне очень помогает в России. Хотя постепенно эти привычки начинают уходить. К сожалению. Возможно, именно поэтому я несколько раз в год стараюсь возвращаться в Азию.

philip morris, Азия, Пакистан, Индонезия, Петр Лидов, Мегафон, журнал Russian Asia

Previous post Next post
Up