(no subject)

Jun 22, 2010 22:28

всем, кто когда-либо думал снять документальное кино или его смотрит - Марина Разбежкина:

Мы начинаем обучение с того, что я накладываю некоторое количество запретов.

Пять запретов

Я запрещаю использовать музыку, это один из главных запретов. Музыка может звучать из какого-то источника, который снят: допустим, человек едет в машине, слушает радио. Но она не должна быть фоном, не должна вести сюжет, эмоционально поддерживать изображение. Это не значит, что музыку вообще нельзя использовать. Музыку нужно использовать, но только когда ты уже умеешь обходиться без неё. Есть режиссёры, которые вообще не пользуются музыкой, и не только в документальном кино, и их становится все больше. Что происходит с музыкой, особенно в документальном кино? В течение двадцати лет под 40-ю симфонию Моцарта и под «Время, вперед» Свиридова происходила жатва. Очень красиво всё смонтировано было. Моцарта нельзя было после этого слушать - сразу же жатва вставала перед глазами. Так что - первый запрет: надо научиться обходиться без этих эмоциональных костылей. Попробуйте эмоцию получить из самой реальности. И понять что-то про ритм, не прибегая к музыкальным подсказкам.

Второе - запрет на прямой синхрон. Это когда человек говорит прямо в объектив. Нельзя снимать прямой синхрон, нельзя получать информацию с помощью синхрона. Попробуйте сделать так, чтобы человек сообщил вам что-то с помощью ритма, движения, чего угодно, но не с помощью слова. Если вы с помощью синхронов пытаетесь получить информацию, вы чаще всего не получаете правдоподобную информацию. Это не значит, что человек лжёт. Он даже считает, что говорит правду, нужную вам правду. Он считывает ваши, даже невысказанные, желания и дарит вам ваши же ожидания. В этой полученной с помощью синхрона информацией, как ни странно, больше вас, а не героя.

Еще один запрет - на закадровый текст. Это по большей части манипуляция зрителем, страх перед изображением, авторское бессилие.

Не разрешаю работать трансфокатором. На телевидении вы видите довольно часто, как «наезжает» камера, как «отъезжает» камера. Камера сначала «наезжает» на лицо, потом вдруг на руки, на глаз, на ботинок и так далее. Трансфокатор позволяет, не прекращая съемок, увеличить крупность или «отъехать», крупность уменьшить. Я запрещаю пользоваться трансфокатором, просто отбиваю руки. Объясню, почему существует этот запрет. Оператор кино, хороший оператор, пользуется преимущественно дискретной оптикой. Одним объективом, другим объективом, третьим объективом. Так как у наших студентов недорогие камеры, на которых нельзя поменять оптику, я предлагаю подойти к герою, чтобы снять крупный план или отойти для общего. Необходимо абсолютно точно чувствовать, какая крупность вам нужна в данный момент. С трансфокатором же это невозможно, вы им «ползаете», вы не попадаете в фокус, вы начинаете наводить этот фокус, это дополнительная грязь и невразумительный кадр.

Дальше. У нас есть запрет на штатив. C помощью штатива вы снимете хороший статичный кадр, но станете очень неповоротливыми и очень заметными. А человек с камерой должен научиться быть незаметным, невидимым. И это не скрытая камера - она у нас тоже запрещена. Человек должен знать, что его снимают. Стать незаметным можно расположив камеру в нескольких сантиметрах от лица героя. Когда вы окружаете себя большим количеством техники - у вас штатив, у вас свет, за вами звукооператор - вы становитесь главными в этой жизни. А вы должны отойти на второй план. Вас нет, вы не существуете. Существует только герой и те ситуации, которые связаны с ним. Чтобы этого добиться, вы должны быть предельно невидимыми. Поэтому мы убираем всё, и оставляем только камеру. Сегодня маленькие цифровые камеры могут сделать вас невидимыми. Вы должны добиться того, чтобы камера стала продолжением вашей руки. Такая клешня - с ее помощью вы и работаете.

Идеальная ситуация для документалиста такова: он должен стать анонимным, таким средневековым иконописцем, который не подписывается под своей работой, потому что важен мир перед вами, а не вы. Это, конечно, идеал, которого трудно достичь - сегодня нужно иметь имя, под которое будут выделять деньги. Но на съёмочной площадке вы не должны вести себя как большие художники. Некоторые режиссеры считают, будто можно повернуть жизнь вспять. Вот прошёл человек, как-то не так прошёл. Режиссёр бежит, останавливает его, заставляет пройти по-другому, потому что неудачно сняли. Вроде бы мелочь, но она говорит о режиссере и будущем фильме гораздо больше, чем поначалу кажется. Раньше в документальном кино людей, которых просят пройти мимо камеры, называли «проходимцами». Их легко опознать. Спина выдает. По спине хорошо видно, сам он прошел или его попросили. Такие мелочи «рассказывают», кто главный в фильме: режиссёр или герой. Если главный - герой, значит, вы с ним не можете делать всё, что хотите. Это он рассказывает о жизни, а вы свидетель этой жизни. Конечно, в этом тезисе есть некое лукавство: вы же не просто свидетельствуете, но и выстраиваете кадр, монтируете, выбираете, что вам снять - тот или иной эпизод… Но только с таким отношением можно добиться предельно подлинного состояния человека в кадре.


полностью мастер-класс Марины Разбежкиной в "Порядке слов" выложен на сайте "Сеанса"
Previous post Next post
Up