Примером интердикции может послужить младенческий плач и реакция на него, характерные только для человека. Младенец плачет - и прерывает этим всякую деятельность матери (или лица, ее заменяющего), "требуя", в первую очередь, себя успокоить. Дитя в люльке закричало, - и мать, не раздумывая, бросает все дела и спешит к нему. По крайней мере, такова ее первая, автоматическая реакция. Естественно, что сознательное существо эту реакцию способно преодолевать. Интересно, что младенческий плач - именно врожденное поведение, подтверждающее лишний раз, что людьми рождаются.
Вот, что Олег Вите пишет о материнской функции утешения. Правда, сам автор в своей статье не говорит прямо об интердикции, хотя, по идее, мог бы, - с палеопсихологической теорией Поршнева он знаком более чем. (Почему он этого не делает и, вообще, "забросил" Поршнева, - другая тема. Тут, по-видимому, больше политика, чем наука.)
Человеческий ребенок рождается с фундаментальным видовым (присущим человеку как особому виду животных) биологическим дефектом: система адекватного инстинктивного реагирования на сигналы окружающей среды глубоко нарушена. На малейшую помеху удовлетворению инстинктивных потребностей может возникнуть неадекватная реакция, скажем, голодный младенец может кричать-плакать, отказываясь при этом от груди. И от матери требуются специальные усилия для того, чтобы успокоить малыша, - как описано выше. Только после этого он сможет начать сосать грудь. Даже домашние животные не ведут себя так. Некоторые исследователи (например, американский антрополог Эшли Монтегю) говорят о врожденном сломе всей системы инстинктивного поведения у человека.
А слом системы инстинктивного поведения - это ведь именно биологическая особенность, причем, с биологической точки зрения, особенность вовсе не благоприятная для выживания вида. Однако человек разумный выжил и даже преуспел в своем, зачастую рискованном, стремлении подчинить себе всю остальную природу. И в нагрузку к обретенному стремлению к всемогуществу получил особую привилегию: время от времени страдать от невротического поведения...
(Олег Вите,
"Материнская функция утешения")