В развитие
вот этой мысли.
Смердяковщина - это безмерное - и при том оскорблённое - самомнение. Это презрение к своему народу, да и вообще ко всякой живой, не книжной, жизни. Это представление о том, что человек - сам по себе человек, вне связи с другими людьми, а лучше - против них (встречалось мнение, что люди - это одно, а человек - совсем другое, прямо даже противоположное). И Григорий, конечно, крайне непедагогично, но точно определил Смердякова, сказав, что он "из банной мокроты завёлся".
Достоевский писал о русских либералах, их холуйской природе, но с тех пор многое успело поменяться, и либералы даже у власти побывать успели - диалектика исторического развития. И Смердяков от этого неудачного опыта внутренне раздвоился и одной своей частью "пошёл в народ", пустив бурный побег, на котором расцвело подобие идеологии - "русский мир". Всё те же безмерное - и при том оскорблённое - самомнение и презрение к своему народу, но из другого угла: "Ишь, к хамону и пармезану они себя приучили. Забыли, как квасу и тюре радовались!"
Не то чтобы раньше, кстати, Смердяков вылазок в народ не делал. Думаю, что этот побег пошёл из той почки, которая обозначилась, когда он подучил мальчика, забавы ради, воткнуть булавку в еду и дать её собаке. Но это мои домыслы, не могу пока объяснить...
А что не домыслы - это быстрое переселение огромных масс народа из деревни в город, произошедшее в России в 20 веке. А переселившийся в город крестьянин - без надобности пахать и сеять, но сохраняющий в себе психологию мелкого собственника - это мещанин ("деревня" как презрительная кличка - безошибочный маркер мещанства). А мещанин, получивший мало-мальское образование - Смердяков.