Aug 29, 2023 02:50
Это не просто "божья заповедь" и не просто социальная норма, это пример согласования социальной и естественной природы. Заторможенный рефлекс прямоходящего примата-падальщика угадывается не случайно, сказывается социальный опыт поколений с развитой контрсуггестией (предполагающей, напомню, наличие индивидуальной воли, мышления, личности, "я"). "Не убий" - не ради жертвы, а ради самого себя. Мёртвому уже всё равно, а убийце будет плохо. Нет, не после смерти, загробный мир - позднее наслоение. Будет плохо при жизни.
Потому что, хоть дивергенция и закрепила ситуацию, при которой рефлексы заторможены и их растормозка практически невозможна, сама эта ситуация относится к внешнему, объективному миру. В своём поведении человек не руководствуется рефлексами, потому что ими невозможно руководствоваться. Субъектность делает рефлекторное поведение невозможным. Даже "состояние аффекта" описывает контр-интердикцию - отброшенный "антирефлекс", но никак не растормозку рефлекса, который ещё двумя этажами ниже. Но наличие развиваемого контрсуггестией внутреннего мира позволяет человеку ощутить глухие толчки заторможенного рефлекса, возмущение органической естественной природы. А во сне это возмущение становится отчётливее.
Конечно, не все заповеди и нормы дают подобные примеры, но некоторые, похоже, дают.
палеопсихология,
история религии,
физиология высшей нервной деятельности