Люмпен-пролетариат - 4

Sep 13, 2022 23:12

Интересно отметить связь люмпен-пролетариата с политикой бонапартизма - лавирования между интересами антагонистических классов. Эта связь наглядно показала себя уже тогда, когда термин "бонапартизм" только возник в политическом словаре. Придя к власти во Франции, Луи Бонапарт первым делом создал себе своеобразную "группу поддержки" в виде Общества 10 декабря (день избрания его президентом).

Это общество возникло в 1849 году. Под видом создания благотворительного общества парижский люмпен-пролетариат был организован в тайные секции, каждой из которых руководили агенты Бонапарта, а во главе всего в целом стоял бонапартистский генерал. Рядом с промотавшимися кутилами сомнительного происхождения и с подозрительными средствами существования, рядом с авантюристами из развращенных подонков буржуазии в этом обществе встречались бродяги, отставные солдаты, выпущенные на свободу уголовные преступники, беглые каторжники, мошенники, фигляры, лаццарони, карманные воры, фокусники, игроки, сводники, содержатели публичных домов, носильщики, писаки, шарманщики, тряпичники, точильщики, лудильщики, нищие - словом, вся неопределенная, разношерстная масса, которую обстоятельства бросают из стороны в сторону и которую французы называют la bohème [богемой]. Из этих родственных ему элементов Бонапарт образовал ядро Общества 10 декабря, «благотворительного общества», поскольку все его члены, подобно Бонапарту, чувствовали потребность ублаготворить себя за счет трудящейся массы нации. Бонапарт, становящийся во главе люмпен-пролетариата, находящий только в нем массовое отражение своих личных интересов, видящий в этом отребье, в этих отбросах, в этой накипи всех классов единственный класс, на который он безусловно может опереться, - таков подлинный Бонапарт, Бонапарт sans phrase [без прикрас]. Старый, прожженный кутила, он смотрит на историческую жизнь народов и на все разыгрываемые ею драмы, как на комедию в самом пошлом смысле слова, как на маскарад, где пышные костюмы, слова и позы служат лишь маской для самой мелкой пакости (Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Т.8, с.167-168).
Важно отметить тут ещё такой момент: нужда в Обществе 10 декабря отпала и оно было распущено, когда Луи Бонапарту удалось создать такую же развращённую "массовую базу" в институтах самого государства (по крайней мере одного из них, но крайне важного). Или, как об этом говорится у Маркса:

Обществу 10 декабря предстояло до тех пор оставаться частной армией Бонапарта, пока ему не удастся превратить государственную армию в Общество 10 декабря (с.169-170).

исторический материализм, Маркс, Франция, социальная психология, марксизм, классовая борьба, вопросы организации

Previous post Next post
Up