Jun 14, 2021 20:24
Вымершие сторонники рефлекторной теории и поздние её критики, - а значит и все те, кто знакомился с этой теорией по её критике, т.е. весь современный мейнстрим, - представляют себе рефлекс прямо противоположным образом. Согласно рефлекторной теории ощущения и восприятия - это вовсе не пассивные процессы, возникающие в результате раздражений органов чувств являющимися извне агентами, как это изображают критики. Такой, приписываемый им, взгляд сами сторонники рефлекторной теории, начиная с Сеченова и Павлова, в своё время критиковали под именем "рецепторной" теории. Сами же они рассматривали рефлексы как активные процессы, отличающиеся известной избирательностью при сборе информации (т.е. избирательностью ощущений и восприятий) и запуске - включении или не включении - того или иного моторного ответа. Да, реакция остаётся автоматической, но предела сложности для таких автоматов не предусмотрено, - это именно живые автоматы (организмы).
Интересно, что особое неприятие и вытеснение её из мейнстрима рефлекторная теория вызвала после того, как пришла к разделению первой и второй сигнальных систем - рефлекса и речи. Пока была надежда, что рефлексом можно напрямую объяснить речь, сознание, мысль, она не была в загоне. Как только теория выяснила их противоположность, реципрокность, её тут же смешали с "рецепторной" теорией и стали предъявлять ей чужие грехи. Очевидно, что буржуазный мейнстрим не заинтересован в таком объяснении сознания, при котором человек перестаёт быть автоматом. Но поскольку прямо заявить о заинтересованности капитала в человеке-машине было бы не в духе времени, мейнстрим идёт другим путём: капитал всё так же оплачивает исследования, стирающие грань между человеком и животным, но уже не для того, чтобы сказать "люди - те же животные", а чтобы сказать "животные - те же люди". Параллельно людям внушают, что они - те же машины, усиленно пропагандируя идею "искусственного интеллекта".
Иван Павлов,
Сеченов,
физиология высшей нервной деятельности