Читаю Роберта Д. Хаэра "Лишенные совести: пугающий мир психопатов" и понимаю, что исследования
интердиктивной речи имеют большое будущее и высокую практическую значимость. Очень похоже на то, что речь психопата, когда слова - чистое называние вещей, без какой-либо эмоциональной изнанки, это - интердиктивная речь (или, все-таки, лучше называть это
(
Read more... )
Пиаже различает логику поступка и логику суждения: с 7-8 до 11-12 лет дети формируют именно логику суждения. Поступать логично они научаются раньше. Не понимая логики, просто в силу навыка - наработанной опытом привычки. Но ведь речь, помимо того что это - особая, специфичная деятельность, может быть рассматриваема и как просто деятельность. Эмоциональной связи, обеспечивающей людскую общность, нет, но остается говорение само по себе, и оно тоже может быть умелым. Социальная специфика речи как бы выворачивается наизнанку: в виде наработанного психопатом навыка говорения речь приобретает антисоциальную специфику как инструмент лжи, социального паразитизма. Не только психопат может использовать речь для неблаговидных целей, конечно, но у него эти цели становятся собственным свойством речи. Да, именно контринтердиктивная речь! Общество давит интердиктивной подоплекой - отменяет рефлекс, запрещает импульсивную деятельность; психопат встречной интердикцией - через интердиктивную функцию речи (проще говоря, заговаривание зубов) - запрещает запрещать.
Про "нет внутреннего механизма" - все верно. Нет механизма суггестивной прескрипции - подчинения деятельности, поведения более или менее долгосрочной программе. Отсюда и импульсивность. И в этом смысле логика, действительно, не нужна. Но так поэтому ее и нет, что она не нужна.
Reply
Leave a comment